ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1994 г. N 409
О МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1994 - 1995 ГОДЫ
В целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 20, ст. 1762) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа).
2. Возложить на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур функции государственного заказчика Федеральной программы.
3. Министерству финансов Российской Федерации производить финансирование Федеральной программы во II квартале 1994 г. в пределах средств, предусмотренных статьей 1 Федерального Закона Российской Федерации "О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 г." от 10 апреля 1994 г. N 1-ФЗ.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Приложение
к постановлению
Правительства Российской Федерации
от 29 апреля 1994 г. N 409
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1994 - 1995 ГОДЫ
1. Введение
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы (в дальнейшем именуется - Федеральная программа) определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малого предпринимательства с учетом его специфики и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном уровне и финансироваться в основном за счет централизованных источников.
Идеология Федеральной программы базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий. Отсутствие таких условий сделает поддержку малого предпринимательства неэффективной. Поэтому имеется в виду, что в ближайшее время будут приняты новые и скорректированы действующие нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также проведены другие меры по поддержке предпринимателей.
В Федеральной программе учитывается и тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности территориальных образований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития данного региона. В свою очередь, региональные органы государственной власти и управления должны определить направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплексы необходимых мероприятий, материально - технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий является создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.
Федеральной программой предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:
формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;
создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;
производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Совокупность перечисленных направлений и мероприятий Федеральной программы должна обеспечить формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Российской Федерации.
Становление малого бизнеса - достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, совершенствованию нормативно - правовой базы, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно - технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе льготы и преимущества, используются, прежде всего, в приоритетных областях, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". К ним относятся:
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
инновационная деятельность.
Эти приоритеты могут в дальнейшем уточняться.
В мероприятиях, осуществляемых на региональном уровне, могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности субъектов малого предпринимательства.
Малый бизнес призван содействовать решению многих важнейших народно-хозяйственных проблем, например, трудоустройства демобилизуемых военнослужащих, молодежи, инвалидов, улучшения экологической обстановки и др. Поэтому представляется целесообразным, чтобы в отраслях народного хозяйства также предусматривались мероприятия по поддержке и стимулированию малого предпринимательства.
Развитие в России предпринимательства требует совершенствования всей системы правового регулирования экономических отношений. Поэтому необходимо ускорить разработку и принятие нового гражданского кодекса, законодательных актов об акционерных обществах, ценных бумагах, биржах, внесение изменений в законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности и др.
В целях формирования нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства Федеральной программой предусматривается подготовка ряда нормативных актов, отражающих специфику его правового регулирования. В числе указанных актов - Закон "О государственной поддержке малых негосударственных предприятий в Российской Федерации", в котором должны быть определены категории субъектов малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, охарактеризованы основные формы и методы этой поддержки. Закон должен составить правовую базу для подготовки системы нормативных актов, издаваемых государственными органами для обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами власти и управления и т.д.
Кроме того, предусмотрена разработка ряда законодательных и нормативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы налогообложения малых предприятий и стимулирование их собственной инвестиционной активности.
Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства направлено на стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, непосредственно обслуживающих малый бизнес, а также формирование системы гарантий под кредиты и страхования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Мероприятия Федеральной программы предусматривают совершенствование деятельности федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства, средства которых формируются за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Средства Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции могут использоваться и для финансовой поддержки региональных фондов, если их ресурсов окажется недостаточно для помощи в реализации региональных программ и проектов, имеющих межрегиональное значение. При этом обоснование проектов должно проводиться по утвержденной Фондом методике, а сами проекты должны пройти независимую экспертизу.
Поддержка, оказываемая федеральным и другими фондами поддержки предпринимательства, осуществляется, как правило, на принципах долевого участия в форме кредитования и выдачи гарантий по кредитам. В отдельных случаях поддержка может оказываться и в форме безвозмездного финансирования, в основном для развития инфраструктуры малого бизнеса.
На федеральном уровне финансовая поддержка малого бизнеса будет обеспечиваться в том числе и через систему льгот и преимуществ банкам и страховым организациям, осуществляющим обслуживание малых предприятий на льготных условиях.
Отдельной группой представлены мероприятия по совершенствованию системы учета и отчетности малых предприятий, направленные на создание объективной информационной среды, используемой как в интересах развития кооперации между субъектами малого предпринимательства, так и в интересах органов исполнительной власти, осуществляющих государственную поддержку, стимулирование и регулирование малого предпринимательства. Эти мероприятия позволят обеспечить сопоставимость отчетности малых предприятий с отчетностью других хозяйствующих субъектов и осуществление статистического анализа о видах малого предпринимательства, его месте в структуре и продукции секторов экономики, размерах и эффективности используемой государственной поддержки.
В области содействия внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства намечается ряд мер, направленных на совершенствование таможенного и налогового регулирования в интересах развития малого предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, в том числе в процессе приватизации государственных предприятий, а также оказание необходимой помощи малым предприятиям со стороны загранучреждений Российской Федерации.
Развитие малого предпринимательства требует в короткие сроки реализовать меры в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Решение этой проблемы связано с созданием условий для развития сети учебных заведений, подготовкой преподавательских кадров, обеспечением необходимой учебно - методической литературой, организацией финансирования таких мероприятий. Комплекс мероприятий, осуществляемых на федеральном уровне, включает: переподготовку кадров государственных управленческих структур, подготовку преподавателей для школ и учебно-консультационных центров малого бизнеса; разработку и утверждение типовых учебных планов и программ, дифференцированных по уровню подготовки, отраслевой специализации, срокам обучения; подготовку учебных и методических пособий и ряд других мер.
Кроме этого Федеральной программой предусматриваются разработка и реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в цивилизованные формы предпринимательской деятельности на базе соответствующих предпринимательских проектов.
В связи со структурной перестройкой экономики проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях приобретает особую актуальность.
В то же время использование преимуществ малых предприятий в инвестиционной сфере наталкивается на проблему их технического переоснащения. Многие малые предприятия пока представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства, поэтому решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нерациональной затратой трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов.
Задача заключается в том, чтобы оказать содействие субъектам малого предпринимательства в оснащении их современным оборудованием и технологиями. При этом нужно учитывать, что малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др.
С учетом этого Федеральной программой предусматривается осуществить мероприятия по обеспечению производственно - технологической поддержки малого предпринимательства.
Речь идет не только о поставке готовых комплектов, но и о продаже лицензий на изготовление, "ноу-хау", привязанных к маломасштабным производствам. При этом значительную роль должен сыграть лизинг машин, оборудования и производственных помещений. В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволят высвободить производственные площади для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядных малых предприятий.
Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия будут выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства
3. Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства
Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.
4. Информационное обеспечение малого предпринимательства
Примечание. Выделение ассигнований для создания системы информационного обеспечения предпринимательства связано с необходимостью проведения комплекса договорных опытно - конструкторских, проектно-технологических и других работ, а также со значительным объемом затрат на материально-техническое и программное обеспечение региональных информационно-аналитических центров.
5. Совершенствование системы государственного учета и отчетности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства
Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.
6. Содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства
Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.
7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.
8. Производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства
Примечание. Выделение ассигнований для реализации указанных мероприятий связано с необходимостью проведения комплекса договорных научно-исследовательских, проектных и экспертных работ силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утверждаемых государственным заказчиком программы.
9. Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции
Значительная часть практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства должна быть реализована непосредственно в регионах Российской Федерации с участием органов управления республик, краев, областей, городов, региональных фондов поддержки предпринимательства и с привлечением объединений предпринимателей и отдельных малых предприятий.
В целях организационно-методического обеспечения работ по поддержке малого бизнеса в регионах Минэкономики России совместно с ГКАП России и Госкомпромом России подготовлены и направлены в регионы методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки предпринимательства. Региональные программы должны содержать как проекты и мероприятия, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов и возможностей, так и мероприятия, имеющие существенное значение для развития экономики региона (группы регионов) и направленные на формирование региональной (межрегиональной) системы поддержки малого бизнеса и соответствующей инфраструктуры. В этой связи представляется необходимым в рамках Федеральной программы реализовать в нескольких регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции ряд предпринимательских проектов по созданию моделей производственно-технологической, информационной и кадровой инфраструктуры поддержки предпринимательства с тем, чтобы отработать механизм их функционирования и распространить этот опыт на другие регионы.
Кроме этого предусматривается и долевое участие Фонда в финансировании ряда региональных программ, а также отдельных высокоэффективных предпринимательских проектов в соответствии с основными направлениями его деятельности и с учетом решений Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 998 "О социально-экономическом развитии Новгородской области", постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 марта 1993 г. N 233 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Псковской области", постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1993 г. N 1186 "О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 1993 - 1994 годах").
При отборе и экспертизе таких проектов Фонд предусматривал оказание поддержки только малым предприятиям, работающим в приоритетных отраслях и видах деятельности, определенных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 446. При этом учитывалось обеспечение высокой эффективности использования кредитных ресурсов и выделение малым предприятиям финансовой помощи на местах. Одним из условий при отборе проектов и программ была также возможность тиражирования типовых проектов, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, созданию сети минипекарен и других.
Из поступивших на 1 февраля 1994 г. в Фонд 28 региональных программ и более 600 предпринимательских проектов на общую сумму 700 млрд. рублей отобраны в соответствии с указанными выше критериями проекты и программы по основным приоритетам государственной поддержки с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в объеме 191,84 млрд. рублей, в том числе на развитие крестьянских и фермерских хозяйств - 1,6 млрд. рублей. При этом учитывалась оценка регионов, проведенная на основе факторов предпринимательского риска, а также прогнозируемого уровня безработицы, уровня проводимой в регионах работы по поддержке малого предпринимательства. Исходя их этого, намечается оказать кредитную поддержку предпринимателям Мурманской, Новгородской, Псковской, Тульской, Томской, Нижегородской областей и ряда других регионов на принципах пропорционального долевого участия.
10. Мероприятия по долевому участию Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в реализации пилотных проектов развития инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства в регионах Российской Федерации на 1994 - 1995 годы
Примечание. Оценка стоимости пилотных проектов развития инфраструктуры поддержки предпринимательства произведена в соответствии с предложениями исполнителей в текущих ценах 1993 года. Необходимость выделения бюджетных ассигнований связана со значительным объемом затрат на материально-техническое обеспечение пилотных проектов по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также на обучение кадров и проведение других мероприятий силами привлекаемых организаций и коллективов в пределах смет, утвержденных государственным заказчиком программы. Финансирование региональных пилотных проектов производится Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции на принципах пропорционального долевого участия.
11. Финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994 - 1995 годы
Финансирование Федеральной программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации и других внебюджетных источников. При этом финансирование совместных предпринимательских проектов будет осуществляться по предложению субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с привлечением средств их бюджетов.
Для эффективного использования федеральных и местных источников финансирования мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства важно не только обеспечить их сбалансированность, но и вести работу по привлечению дополнительных средств предпринимательских структур, кредитов банков, облигационных займов, лотерей, иностранных инвестиций, а также применять другие формы поддержки путем долевого участия, поручительства, выдачи гарантий, предоставления под залог имущества.
Функции государственного заказчика Федеральной программы возлагаются на Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, образованный в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 268.
Указанным Фондом разработана необходимая нормативно-методическая база поддержки и развития предпринимательства, определена его финансовая инфраструктура, создается страховая компания, сформирована система его респондентов в большинстве регионов России.
В 1993 году Фондом по согласованию с Правительством Российской Федерации выделенные из республиканского бюджета средства использованы на создание банковской и страховой инфраструктуры малого предпринимательства, а также оказание финансовой поддержки в реализации региональных программ и отдельных предпринимательских проектов, на которых апробируются различные схемы их кредитования и финансирования. Так, выделены кредитные ресурсы на реализацию предпринимательских проектов по производству товаров народного потребления в Тульской, Белгородской и Московской областях, сельхозпереработки в Смоленской области, на оснащение учебно-предпринимательского центра в Псковской области, а также целого ряда других.
Таким образом, создан необходимый организационный и методический задел, позволяющий в 1994 году в полной мере перейти к выполнению Фондом функций государственного заказчика Федеральной программы.
Общая стоимость разработки и реализации мероприятий Федеральной программы, включая долевое участие Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в реализации пилотных проектов, а также региональных программ поддержки предпринимательства и отдельных высокоэффективных предпринимательских проектов, составляет в 1994 году 210,22 млрд. рублей (в ценах 1993 года). При этом, наряду с выделением указанных выше финансовых средств из республиканского бюджета Российской Федерации в 1994 году, ожидается также привлечение финансовых ресурсов из местных источников в объеме не менее 320 млрд. рублей, в том числе более 170 млрд. рублей из местных бюджетов.