ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2001 г. N 253
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 39, ст. 4857; N 48, ст. 5853) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов.
2. Установить, что за выдачу лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей, за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии - плата в размере 300 рублей, за переоформление и продление лицензии - плата в размере 10 рублей, за предоставление выписки из реестра лицензий (об одном лицензиате) - плата в размере 10 рублей. Указанные платежи зачисляются в федеральный бюджет.
3. Установить, что лицензии на осуществление деятельности инвестиционных фондов, выданные до вступления в силу настоящего постановления, подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
4. Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2001 г. N 253
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности инвестиционных фондов, осуществляемой юридическими лицами, а также лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом при осуществлении указанной деятельности обязательно.
2. Лицензирование деятельности инвестиционных фондов осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее именуется - лицензирующий орган).
Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации.
3. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности инвестиционных фондов являются:
а) соответствие устава инвестиционного фонда требованиям законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) соответствие состава и структуры активов инвестиционного фонда требованиям нормативных правовых актов лицензирующего органа;
в) соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов лицензирующего органа.
4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, почтового адреса, номеров телефонов, сведений о государственной регистрации, в том числе места регистрации, наименования органа, осуществлявшего регистрацию, номера и даты свидетельства о государственной регистрации, идентификационного номера налогоплательщика, реквизитов расчетного счета в банке;
лицензируемой деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним, а также копия свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) справка о стоимости активов соискателя лицензии;
д) бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, заверенные аудитором, либо, если соискатель лицензии учрежден позднее этой даты, документ, подтверждающий полную оплату уставного капитала соискателя лицензии;
е) копии договоров лицензиата с юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и паевыми инвестиционными фондами, юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, аудиторской фирмой, а в случае, если инвестиционной декларацией лицензиата предусматривается возможность инвестирования в недвижимое имущество и в иные активы, определенные лицензирующим органом, - также копию договора с независимым оценщиком, имеющим соответствующую лицензию (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
ж) список аффилированных лиц соискателя лицензии;
з) список лиц, являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета) соискателя лицензии;
и) документы, подтверждающие регистрацию выпусков ценных бумаг соискателя лицензии;
к) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
5. Документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
6. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Лицензирующий орган рассматривает документы и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора либо об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа.
8. Выдача лицензии осуществляется в течение 3 дней со дня представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
9. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
10. Cоискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
11. При обжаловании в административном порядке решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы.
Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии на основании договора.
12. Заявление о проведении независимой экспертизы направляется соискателем лицензии в лицензирующий орган, который формирует независимую экспертную комиссию.
Соискателю лицензии направляется список членов комиссии. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой соискатель лицензии может представить мотивированное возражение против привлечения данного лица к экспертизе.
В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа, являющиеся аффилированными лицами по отношению к соискателю лицензии, а также лица, заинтересованные в результате независимой экспертизы.
13. Соискатель лицензии или его представитель имеет право присутствовать при работе экспертной комиссии в качестве наблюдателя.
14. Экспертная комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные соискателем лицензии документы, осуществляет проверку его соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение.
15. При принятии экспертной комиссией решения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган в течение 3 дней рассматривает вопрос о выдаче лицензии.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней со дня его принятия.
16. В лицензии указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и место нахождения лицензиата, его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) лицензируемая деятельность (с указанием кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг);
д) срок действия лицензии;
е) лицензионные требования и условия;
ж) номер и дата выдачи лицензии.
17. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.
18. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок. По заявлению лицензиата срок действия лицензии может быть продлен.
В случае продления срока действия лицензии такая лицензия действует бессрочно.
Заявление о продлении срока действия лицензии должно быть представлено лицензиатом в лицензирующий орган не ранее 60 и не позднее 30 дней до даты окончания срока действия лицензии.
В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы существенные нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
19. Если за время действия лицензии произошли какие-либо изменения данных, отражаемых в документах, перечисленных в пункте 4 настоящего Положения, лицензиат одновременно с заявлением о продлении срока действия лицензии обязан представить в лицензирующий орган такие документы с внесенными в них изменениями.
20. Лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в его продлении в 30-дневный срок с даты представления заявления.
Лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата о принятом им решении в течение 3 дней со дня его принятия.
21. Лицензиат в случае изменения его наименования или места нахождения обязан подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
22. Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
23. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции вправе:
а) проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и материалы по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты, протоколы с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки устранения нарушений;
д) выносить письменные предупреждения лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
24. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на срок до 6 месяцев в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности государства;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
26. Решение о приостановлении действия лицензии должно быть доведено до лицензиата в письменной форме в 3-дневный срок с указанием причин, по которым действие лицензии было приостановлено, а также с указанием срока, в течение которого отмеченные нарушения должны быть устранены.
Решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При устранении лицензиатом отмеченных нарушений в установленный срок лицензирующий орган в 15-дневный срок со дня окончания проверки принимает решение о возобновлении действия лицензии.
В случае если лицензиат не устранил в установленный срок отмеченные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
27. Лицензия утрачивает юридическую силу и считается аннулированной в случае:
а) неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче лицензии;
б) ликвидации юридического лица - лицензиата или его реорганизации.
28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, органа государственной власти или иного уполномоченного органа в соответствии с его компетенцией в случае:
а) обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократного или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконности решения о выдаче лицензии.
29. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
30. Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии с соответствующим обоснованием должно быть доведено до лицензиата в письменной форме в 3-дневный срок с даты его принятия.
31. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий могут проводиться лицензирующим органом по его собственной инициативе либо по инициативе иных государственных контрольных и надзорных органов на основе получаемой от них письменной информации (сообщений) о наличии нарушений.
Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий могут проводиться лицензирующим органом также на основании сообщений (жалоб, заявлений) о нарушениях, поступивших в адрес лицензирующего органа.
32. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) сведения о лицензиате (наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, почтовый адрес, номера телефонов, сведения о государственной регистрации с указанием места регистрации, наименования органа, осуществившего регистрацию, номера и даты свидетельства о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, реквизиты расчетного счета в банке);
б) сведения о лицензирующем органе;
в) деятельность, на осуществление которой выдана лицензия;
д) номер лицензии и дата ее выдачи;
е) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии, ее переоформления и аннулирования;
ж) фирменные наименования управляющего и специализированного депозитария, с которыми у лицензиата заключены договоры;
з) сведения об аудиторе и независимом оценщике инвестиционного фонда (фирменное наименование, номер и дата выдачи им соответствующей лицензии, место нахождения и номера телефонов, дата включения в список аудиторских организаций, уполномоченных лицензирующим органом на проведение аудиторских проверок инвестиционных фондов).
33. Лицензиат обязан в 5-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменении сведений, содержащихся в реестре.
Лицензирующий орган вносит изменения в реестр не позднее 3 дней со дня принятия им какого-либо решения в отношении лицензии либо получения соответствующей информации от лицензиата.
34. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и предоставляется заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе лицензирующим органом (его региональным отделением) в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Выписка из реестра предоставляется (вручается или направляется) в 3-дневный срок с даты подачи в лицензирующий орган заявления заинтересованного лица с приложением документа, подтверждающего оплату этой услуги.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления выписки из реестра лицензий предоставляются бесплатно.