| Трудовые действия | Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях) |
| Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) - психологической готовности к реабилитации или абилитации |
| Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования |
| Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации) |
| Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет |
| Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида |
| Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития |
| Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам - получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования |
| Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность |
| Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов |
| | Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию |
| Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении |
| Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы |
| Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации |
| Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения |
| Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений |
| Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения |
| Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния |
| Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования |
| Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах <7> |
| Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления |
| Необходимые умения | Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам |
| Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики |
| Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях |
| Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми |
| Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению |
| Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации |
| Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности |
| Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады |
| Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности |
| Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение |
| Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов |
| Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов |
| Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий |
| | Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации |
| Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни |
| Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям |
| Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан |
| Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха |
| Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций |
| Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач |
| Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации |
| Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц |
| Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами) |
| Оформлять профессиональную документацию и отчетность |
| Необходимые знания | Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам |
| Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации |
| Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи |
| Методы и способы оценки психического состояния людей |
| Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями |
| Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности |
| Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности |
| Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния |
| Методы формирования мотивации к труду и обучению |
| Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты |
| Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия) |
| Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология |
| Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений) |
| Психология зависимости, девиантология |
| Возрастная психология, основы геронтологии |
| Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени) |
| Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи) |
| | Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации |
| Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг |
| Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан |
| Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп |
| Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации |
| Основы психологического консультирования (виды, формы, методы) |
| Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты) |
| Современные требования к отчетности и качеству представления документации |
| Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц |
| Другие характеристики | Соблюдать требования профессиональной этики |