Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2002 г. N 3312
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2002 г. N 8/9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СНАБЖЕНЧЕСКО - СБЫТОВЫЕ УСЛУГИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175) Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет:
Утвердить "Методику определения размера платы за снабженческо - сбытовые услуги газораспределительных организаций" (приложение).
Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.КУТОВОЙ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
от 6 февраля 2002 г. N 8/9
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА СНАБЖЕНЧЕСКО - СБЫТОВЫЕ УСЛУГИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Методика определения размера платы за снабженческо - сбытовые услуги газораспределительных организаций (далее методика) разработана во исполнение Постановления Правительства от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 08.01.2001 N 2, ст. 175).
1.2. Методика определяет основные принципы, порядок регулирования и расчета размера платы за снабженческо - сбытовые услуги, оказываемые газораспределительными организациями (далее ГРО) конечным потребителям газа, связанные с организацией поставки природного газа в договорной период и проведением расчетов за поставленный газ.
1.3. Плата за снабженческо - сбытовые услуги, рассчитанная в соответствии с настоящей методикой, применяется для оплаты снабженческо - сбытовых услуг, оказываемых ГРО конечным потребителям газа при его реализации по регулируемым ценам.
1.4. Размер платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО регулируется ФЭК России.
2. Методы регулирования
2.1. Расчет размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО предусматривает установление планируемого объема выручки ГРО по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для компенсации его обоснованных расходов, налогов и сборов, а также получение экономически обоснованной прибыли по регулируемому виду деятельности в течение периода регулирования.
2.2. Размер платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО устанавливается в зависимости от объема поставки газа следующим группам его потребителей:
1-я группа - потребители газа с объемом потребления газа свыше 100 млн. м3 в год;
2-я группа - потребители с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. м3 в год включительно;
3-я группа - потребители газа с объемом потребления газа до 10 млн. м3 в год включительно;
4-я группа - население.
Классификационные изменения по объемным пределам формирования групп потребителей газа и количеству указанных групп вносятся постановлением ФЭК России.
2.3. Плата за снабженческо - сбытовые услуги ГРО устанавливается в рублях на 1000 м3 газа.
3. Порядок представления материалов для утверждения (пересмотра) платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО
3.1. Для утверждения или изменения размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО вместе с заявлением об установлении (пересмотре) размера платы за снабженческо - сбытовые услуги представляет в ФЭК России следующие материалы:
- расчеты размера платы за снабженческо - сбытовые услуги с обосновывающими материалами по формам приложений N N 2 - 5;
- бухгалтерский баланс организации с приложениями к нему, осуществляющей регулируемые виды деятельности, на последнюю отчетную дату;
- формы государственной статистической отчетности, обязательные к представлению в федеральные органы исполнительной власти, отражающие объем поставленного газа;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений указанной организации на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Представляемые расчетные и обосновывающие материалы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования.
3.2. Пересмотр размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО может проводиться по инициативе субъекта регулирования (ГРО) или регулирующего органа (ФЭК России). При пересмотре размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО по инициативе регулирующего органа субъект регулирования обязан представить в течение 1 месяца требуемые документы. В случае, если запрошенные материалы не представлены в срок и в требуемом объеме, регулирующий орган вправе осуществить пересмотр размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО на основании собственных расчетов.
3.3. Минимальный период регулирования размера платы за снабженческо - сбытовые услуги составляет 6 месяцев и может быть пересмотрен по просьбе субъекта регулирования ранее указанного срока только в случае изменения действующего законодательства, существенного уменьшения объема реализации газа или иных обоснованных причин.
4. Порядок расчета размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО
4.1. Рассчитанный в соответствии с данной методикой размер платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО должен обеспечивать возмещение обоснованно понесенных расходов и получение этими организациями экономически обоснованной прибыли.
4.2. Отнесение экономически обоснованных расходов субъекта регулирования на регулируемый вид деятельности, а также дальнейшее выделение операционных и внереализационных расходов определяется в соответствии с:
- частью первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Федеральными законами от 31.07.1998 N 146-ФЗ и от 05.08.2000 N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340);
- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы предприятия" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, зарегистрирован Минюстом России 31.05.1999 за N 1790;
- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., зарегистрирован Минюстом России 31.05.1999 за N 1791;
- Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н, не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 16.03.2000 N 1838-ЭР);
- другими, принятыми в установленном порядке, нормативными документами.
Расходы подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности и прогнозных индексов - дефляторов на период регулирования.
4.3. Методика основывается на ведении в ГРО раздельного учета доходов и расходов, связанных с оказанием снабженческо - сбытовых услуг.
5. Расчет среднего размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО
5.1. Расчет среднего размера платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО рассчитывается по следующей формуле:
Тср.с.с.у = (Рс.с.у + Пс.с.у) / Vк.п. (1)
где:
Рс.с.у - расходы ГРО, связанные с оказанием снабженческо - сбытовых услуг конечным потребителям газа. Стоимость приобретения газа в расходах не учитывается;
Пс.с.у - необходимая прибыль ГРО;
Vк.п. - объем поставки газа ГРО конечным потребителям.
5.2. Объемы транспортировки (поставки) газа по распределительным газопроводам (здесь и далее) принимаются в соответствии с договорными, с учетом соотнесения договорных объемов транспортировки газа с плановыми и динамикой транспортировки газа по распределительным газопроводам за последние 3 года. Дополнительные соглашения также учитываются в составе договорного объема. В случае, если договорная кампания не завершена к моменту утверждения тарифа, то объемы транспортировки (поставки) газа определяются на основании плановых объемов с учетом динамики транспортировки газа по распределительным газопроводам за последние 3 года.
5.3. Необходимый для самофинансирования ГРО размер прибыли рассчитывается исходя из следующих показателей:
- средств, направляемых на обслуживание собственного и привлеченного на долгосрочной основе капитала;
- потребности в инвестициях за минусом амортизационных отчислений и привлеченных на долгосрочной основе заемных средств;
- налогов, выплачиваемых за счет прибыли в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации по регулируемому виду деятельности;
- средств на создание резервного фонда в соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах " от 26.12.1995 N 208-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 1).
При этом расходы из прибыли, включаемые в расчет размера платы за снабженческо - сбытовые услуги, носят целевой характер и могут быть направлены только на компенсацию указанных экономически обоснованных расходов ГРО.
5.4. Средства, направляемые на обслуживание собственного и привлеченного капитала, определяются по следующей формуле:
Кс.с.у = Кдс.с.у + Кп.с.с.у (2)
где:
Кд.с.с.у - выплата дивидендов акционерам, рассчитывается исходя из размера уставного капитала с учетом внутренних документов субъекта регулирования, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с регулирующим органом;
Кп.с.с.у - выплата процентных платежей на привлекаемый заемный капитал в объеме, согласованном с регулирующим органом, рассчитывается исходя из стоимости долгосрочных заемных средств и процентной ставки за кредит.
6. Расчет групповой и индивидуальной платы за снабженческо - сбытовые услуги ГРО
6.1. Плата за снабженческо - сбытовые услуги ГРО для конкретной группы конечных потребителей осуществляется по ставке (Тс.с.уi) (формула N 3) и рассчитывается для i-й объемной группы конечных потребителей газа как произведение базовой платы за снабженческо - сбытовые услуги на коэффициент сложности оказания снабженческо - сбытовых услуг, установленный в Приложении 1 для данной группы конечных потребителей газа.
Тс.с.у.i = Тс.с.б. х Кi (3)
где:
Тс.сб.- базовый размер платы за снабженческо - сбытовые услуги;
Кi - коэффициент сложности оказания снабженческо - сбытовых услуг, установленный для i-й объемной группы потребителей.
6.2. Базовая плата за снабженческо - сбытовые услуги ГРО (Тс.сб.) определяется по следующей формуле:
Тс.с.б. = Тср.с.с. х Vк.п. / SUM(Vк.п.i х Ki) (4)
где:
Тср.с.с - средний размер платы за снабженческо - сбытовые услуги;
Vк.п. - годовой объем газа конечным потребителям данной ГРО;
Vк.п.i - годовой объем поставки газа данной ГРО i-й группе конечных потребителей.
6.3. Отнесение потребителей газа к той или иной группе в случае отсутствия статистики прошлых лет производится на основании объемов газа, предусмотренных договорами поставки газа. При заключении договора на поставку газа на срок менее календарного года отнесение к той или иной группе производится на основе договорного объема, пересчитанного на год.
Приложение N 1
КОЭФФИЦИЕНТ
СЛОЖНОСТИ ОКАЗАНИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО - СБЫТОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГАЗА
РАСЧЕТ РАСХОДОВ
НА ОКАЗАНИЕ СНАБЖЕНЧЕСКО - СБЫТОВЫХ УСЛУГ
в тысячах рублей
<*> Без учета покупной стоимости газа.
Приложение N 4
РАСЧЕТ ВЫПЛАТ
ПРОЦЕНТОВ ЗА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА
(тысяч рублей)