ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. N 284
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 23, ст. 2691);
пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 г. N 1551 "Вопросы Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5809);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1246 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 47, ст. 5706);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 23, ст. 2436).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 2002 г.
N 284
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортное дело, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела.
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
При Министерстве функционирует Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, являющееся государственным органом в его системе.
3. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, а также в пределах своих полномочий организует их исполнение.
Министерство обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
II. Основные задачи
5. Основными задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации являются:
1) проведение государственной политики в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
2) разработка и реализация в пределах его компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению;
3) проведение государственной политики в области курортного дела;
4) совершенствование системы контроля качества медицинской помощи;
5) организация государственного контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
6) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
7) развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
8) организация научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
9) обеспечение в пределах его компетенции функционирования учреждений системы специального профессионального образования в сфере здравоохранения;
10) профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
11) разработка в пределах его компетенции нормативов и стандартов в сфере здравоохранения, контроль за их соблюдением;
12) организация медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;
13) обеспечение в пределах его компетенции функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
III. Основные функции
6. Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации:
предложения по вопросам развития здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, медицинской науки и курортного дела;
ежегодно государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, а также доклады о реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела;
предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина), направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения, организует мероприятия по иммунопрофилактике;
ежегодно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, согласуемый в установленном порядке;
2) разрабатывает и утверждает:
отраслевые стандарты в сфере здравоохранения;
перечень видов бесплатной медицинской помощи, в том числе дорогостоящих, предоставляемых гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
порядок проведения медицинских осмотров, в том числе обязательных медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, и порядок их учета;
перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;
перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации;
порядок проведения медицинскими организациями экспертизы временной нетрудоспособности;
совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации порядок выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, а также порядок осуществления контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи в медицинских организациях документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;
государственные санитарно-эпидемиологические правила;
требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека;
государственный стандарт качества лекарственных средств и государственный информационный стандарт в области обращения лекарственных средств;
тексты фармакопейных статей;
перечни лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача;
правила лабораторной практики при проведении доклинических исследований лекарственных средств;
правила организации производства и контроля качества лекарственных средств;
правила изготовления лекарственных средств;
правила оптовой торговли лекарственными средствами;
правила отпуска лекарственных средств;
в пределах своей компетенции медико-технические требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике;
номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических работников в системе здравоохранения;
квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, согласованные с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
порядок профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, работников в сфере курортного дела и порядок получения ими квалификационных категорий;
порядок проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку за рубежом и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации;
порядок аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, и порядок проведения этих работ;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда работников здравоохранения;
единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения;
порядок создания специальных комиссий по контролю за оборотом наркотических средств в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения, согласованный с Министерством внутренних дел Российской Федерации;
ежегодно согласуемые с Министерством образования Российской Федерации контрольные цифры и структуру приема в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета;
совместно с Министерством юстиции Российской Федерации порядок взаимодействия лиц, обеспечивающих безопасность и осуществляющих охрану судебно-психиатрических экспертных стационаров, с медицинскими работниками указанных стационаров;
3) осуществляет:
организацию работы по формированию федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, в том числе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортного дела, а также обеспечивает их реализацию;
определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для федеральных государственных нужд;
меры по совершенствованию организации профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи населению;
методическое руководство профилактикой травматизма и заболеваний, включая профилактику инфекционных, паразитарных, особо опасных инфекционных, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его жизнедеятельности;
методическое руководство проведением диспансеризации населения, диспансерного наблюдения и медицинской реабилитации больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе социально значимыми;
организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз;
выдачу разрешений на применение новых медицинских технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
направление граждан Российской Федерации на лечение за границей в установленном порядке;
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации;
методическое обеспечение и координацию социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, а также формирование федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга;
государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний, травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин;
государственную регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов;
координацию деятельности межведомственных специализированных экспертных советов по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации;
в установленном порядке государственную регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, новых пищевых продуктов, материалов и изделий, а также потенциально опасных химических и биологических веществ;
ведение статистического учета и государственной статистической отчетности в сфере здравоохранения;
экспертизу качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, производимых в Российской Федерации и ввозимых на ее территорию;
государственную регистрацию лекарственных средств, в том числе гомеопатических, и составление государственного реестра лекарственных средств;
в установленном порядке государственную регистрацию и ведение реестра предельных отпускных цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
издание государственной фармакопеи;
сбор и обобщение данных о применении, побочных действиях и об особенностях взаимодействия лекарственных средств;
экспертизы экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности производства лекарственных средств;
выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности;
в установленном порядке лицензирование видов деятельности, входящих в компетенцию Министерства;
выдачу разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации партий незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований;
государственную регистрацию и ведение государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники, в отношении которых выданы разрешения на применение в медицинской практике;
выдачу разрешений на применение в медицинской практике новых изделий медицинского назначения и медицинской техники;
в пределах своей компетенции разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд;
разработку и реализацию программ метрологического и нормативно-технического обеспечения системы здравоохранения;
полномочия учредителя государственных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении Министерства;
при участии Российской академии медицинских наук организацию и координацию научных исследований, экспертизу их результатов, в том числе в сфере курортного дела, а также создание новых медицинских технологий в здравоохранении и медицинской науке, их совершенствование и внедрение в практику здравоохранения достижений науки и техники;
меры по обеспечению безопасных условий труда работников организаций системы здравоохранения, в том числе санаторно-курортных организаций, а также организацию научных исследований по этим проблемам на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
организацию функционирования и развития Всероссийской службы медицины катастроф;
организационно-методическое руководство медико-санитарным обеспечением населения, подготовкой населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, а также руководство формированиями и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
организацию работы по совершенствованию методов и средств оказания медицинской помощи и лечению пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;
в пределах своей компетенции координацию деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению радиационной безопасности и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
создание в установленном порядке запасов медицинского имущества, лекарственных и дезинфекционных средств, технических средств для предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и при необходимости совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - экстренную поставку указанных средств в зону чрезвычайной ситуации;
организацию мобилизационных запасов медицинских иммунобиологических препаратов, донорской крови и препаратов на ее основе;
в мирное время формирование мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества, необходимого для оснащения специальных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны, а также для медицинского обеспечения населения;
в период мобилизации и в военное время создание специальных формирований для Вооруженных Сил Российской Федерации и выделение оперативных коек, а также подготовку формирований и организаций федеральной медицинской службы гражданской обороны к оказанию медицинской помощи населению;
в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
подготовку предложений о привлечении инвестиций и кредитов в сферу здравоохранения;
в установленном порядке меры по реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан;
сотрудничество с соответствующими структурами государств - участников СНГ и других иностранных государств по вопросам здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия, курортного дела, медицинской науки и медицинского страхования, а также обмен делегациями работников здравоохранения, студентов медицинских и фармацевтических учебных заведений;
публикацию материалов по вопросам здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения;
рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию программ кадрового обеспечения системы здравоохранения, включая профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников, работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и работников в области курортного дела, а также медицинских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба;
с Министерством образования Российской Федерации и Российской академией медицинских наук меры по реализации государственной политики в области гигиенического воспитания и обучения населения, пропаганды здорового образа жизни;
с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии аккредитацию организаций, осуществляющих сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования взаимодействие информационных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования в целях формирования единой системы информатизации отрасли;
в установленном порядке в разработке проектов федерального бюджета на соответствующий год, перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
в разработке и реализации государственной финансовой, налоговой, инвестиционной и инновационной политики в сфере здравоохранения;
в разработке балансов спроса и предложения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
в установленном порядке в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в качестве представителя работодателя;
6) выполняет контрольные и надзорные функции:
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
надзор за фармацевтической деятельностью;
контроль за выполнением производителями лекарственных средств правил организации производства и контроля качества лекарственных средств;
контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции;
контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции;
контроль за достоверностью статистической информации в сфере здравоохранения.
IV. Полномочия
7. Министерство здравоохранения Российской Федерации имеет право:
1) координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
2) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке свои территориальные органы, подведомственные учреждения и другие организации здравоохранения в пределах выделенных Министерству бюджетных ассигнований;
3) издавать в установленном порядке в пределах компетенции Министерства нормативные правовые акты и иные документы;
4) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, других юридических и физических лиц сведения, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций;
5) учреждать в установленном порядке ведомственные награды;
6) участвовать в установленном порядке в создании организаций для поддержки развития здравоохранения, научно-технической деятельности, в том числе международной;
7) представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на международном уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
8) официально опубликовывать в установленном порядке принятые Министерством нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;
9) проводить конференции, совещания, симпозиумы и встречи, организовывать выставки и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, с участием иных федеральных органов исполнительной власти, общественных и прочих организаций;
10) привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, в том числе иностранных, к решению проблем, входящих в компетенцию Министерства;
11) осуществлять издательскую деятельность, проводить информационно-рекламные и пропагандистские мероприятия, связанные с реализацией задач и функций, определенных настоящим Положением;
12) создавать ученый совет, а также экспертные, консультативные и информационно-аналитические советы, комитеты и комиссии по вопросам охраны здоровья населения, утверждать положения о них и их составы.
V. Организация деятельности
8. Министерство здравоохранения Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Министр здравоохранения Российской Федерации:
1) распределяет обязанности между своими заместителями;
2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и его территориальных органах;
4) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей территориальных органов;
5) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
6) утверждает в установленном порядке уставы организаций, находящихся в ведении Министерства, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с ними;
7) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное управление;
8) утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства в соответствии с показателями, установленными Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на государственное управление;
9) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников центрального аппарата, территориальных органов и находящихся в ведении Министерства организаций к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает ведомственными наградами;
10) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. В Министерстве здравоохранения Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти и иных лиц.
Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия рассматривает актуальные вопросы развития здравоохранения и медицинской науки, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между председателем и членами коллегии решение принимает председатель, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федерации.
11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на государственное управление.
12. Министерство здравоохранения Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.