ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. N 1097
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.04.2022 N 758, от 31.08.2022 N 1517, от 29.10.2022 N 1925, от 23.12.2023 N 2277, от 27.06.2024 N 871, от 27.02.2025 N 238, от 21.08.2025 N 1259, от 11.09.2025 N 1402)
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре).
абзац седьмой пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1041 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 37, ст. 5514);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. N 1167 "О внесении изменений в Положение о государственном ветеринарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 40, ст. 5868).
3. Реализация Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год плановые проверки в рамках федерального государственного ветеринарного надзора, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2025 N 238)
Подпункт "б" пункта 3 Положения, утвержденного настоящим постановлением, действует до 1 сентября 2026 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2025 N 238)
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 г. N 1097
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЕТЕРИНАРНОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.04.2022 N 758, от 29.10.2022 N 1925, от 27.06.2024 N 871, от 21.08.2025 N 1259,от 11.09.2025 N 1402)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами и исполнительными органами субъектов Российской Федерации в части осуществления переданной в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" и в порядке, установленном статьей 51 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории субъекта Российской Федерации, реализация и убой животных на территории субъекта Российской Федерации, производство, переработка, хранение, реализация на территории субъекта Российской Федерации товаров, подлежащих федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории субъекта Российской Федерации (далее соответственно - исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданное полномочие, государственный надзор). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.06.2024 N 871, от 21.08.2025 N 1259)
2. Объектами государственного надзора являются:
товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (далее - подконтрольные товары);
деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, предметом которой является разведение, выращивание, содержание, перемещение (в том числе перевозка и перегон), реализация, убой животных, производство, перемещение, переработка, хранение, реализация подконтрольных товаров, хранение, обработка, переработка, транспортировка и реализация побочных продуктов животноводства (далее - контролируемые лица); (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925, от 21.08.2025 N 1259)
объекты, используемые контролируемыми лицами при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), реализации, убое животных, производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации подконтрольных товаров, хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства (далее - производственные объекты). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925, от 21.08.2025 N 1259)
В отношении деятельности контролируемых лиц, осуществляющих полный цикл производства подконтрольных товаров (убой животных, производство, переработка подконтрольных товаров), оценка соблюдения обязательных требований в области ветеринарии (далее - обязательные требования) осуществляется в рамках государственного надзора, а оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований - в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Учет объектов государственного надзора осуществляется при внесении сведений о них в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии в соответствии с Законом Российской Федерации "О ветеринарии", в том числе по итогам проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, межведомственного взаимодействия, а также с учетом информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах.
3. Предметом государственного надзора в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" являются:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в сфере ветеринарии, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, Законом Российской Федерации "О ветеринарии", Федеральным законом "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;
при оформлении ветеринарных сопроводительных документов;
при назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы;
при осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции;
при идентификации и учете животных;
при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса;
при разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), реализации и убое животных; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
при производстве, перемещении, переработке, хранении, реализации подконтрольных товаров; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
при сборе, хранении, перемещении, утилизации и уничтожении биологических отходов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
при содержании, эксплуатации и ликвидации скотомогильников; (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
Подпункт "б" пункта 3 действует до 01.09.2026 (пункт 5).
б) соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных:
техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров);
техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров);
техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров);
техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (в части обеспечения ветеринарной безопасности в отношении подконтрольных товаров);
в) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с Федеральным законом "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925)
4. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, а также исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданное полномочие (далее - органы государственного надзора). (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются:
а) заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которого в соответствии с должностным регламентом возложено осуществление государственного надзора, одновременно по должности являющийся Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации;
б) руководители структурных подразделений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного надзора, одновременно по должности являющиеся заместителями Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации;
в) руководители или заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного надзора, одновременно по должности являющиеся главными государственными ветеринарными инспекторами;
г) другие должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного надзора;
д) должностные лица исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору - руководитель или заместители руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
б) в территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору - руководитель или заместители руководителя территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
в) в исполнительных органах субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие, - руководитель или заместитель руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
7. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 9 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, при исполнении служебных обязанностей имеют при себе служебные удостоверения.
8. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О ветеринарии". К отношениям, связанным с переданной исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданное полномочие, части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного надзора также применяется Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора
9. При осуществлении государственного надзора в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" применяется система оценки и управления рисками.
10. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальный орган) при осуществлении государственного надзора относит объекты государственного надзора, представляющие собой производственные объекты, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
11. Должностными лицами органа государственного надзора при определении критериев риска проводится оценка добросовестности контролируемых лиц.
Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в течение 3 рабочих дней со дня поступления сведений об объектах государственного надзора.
Критерии отнесения объектов государственного надзора к категориям риска
12. Отнесение объектов государственного надзора к категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска согласно приложению.
13. Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется:
а) решением заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которого в соответствии с должностным регламентом возложено осуществление государственного надзора, одновременно по должности являющегося Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, - при отнесении объектов государственного надзора к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков;
б) решениями руководителей или заместителей руководителей территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление государственного надзора, одновременно по должности являющихся главными государственными ветеринарными инспекторами, - при отнесении объектов государственного надзора к категориям среднего, умеренного и низкого рисков.
При отсутствии решения об отнесении объектов государственного надзора к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к категории низкого риска.
14. Пересмотр решения, указанного в пункте 13 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для отнесения объектов государственного надзора к категориям риска с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
В случае пересмотра указанного в пункте 13 настоящего Положения решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию риска принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию риска принимается должностным лицом в соответствии с компетенцией, установленной пунктом 13 настоящего Положения, с направлением указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении объекта государственного надзора к соответствующей категории риска.
Решение об отнесении объектов государственного надзора к категориям риска принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта государственного надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.
15. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведет перечень объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска (далее - федеральный перечень). Включение объектов государственного надзора в федеральный перечень осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов государственного надзора к соответствующим категориям риска.
16. Федеральный перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) наименование объекта государственного надзора (при наличии);
д) место нахождения объекта государственного надзора;
е) дата и номер решения о присвоении объекту государственного надзора категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.
17. На официальных сайтах Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация из федерального перечня, предусмотренная пунктом 16 настоящего Положения, за исключением сведений, на основании которых принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.
18. Контролируемое лицо вправе подать в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы заявление об изменении присвоенной ранее категории риска. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного надзора
19. При осуществлении государственного надзора органами государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
Информирование
20. Информирование осуществляется посредством размещения сведений в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов в сети "Интернет", средствах массовой информации, федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии и в иных формах.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их изменения.
Обобщение правоприменительной практики
21. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора готовится Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору один раз в год и утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не позднее 15 марта года, следующего за отчетным годом, после чего размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в течение 15 календарных дней со дня его подписания.
Объявление предостережения
22. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется должностными лицами органа государственного надзора в случае наличия у них сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
23. Возражение в отношении предостережения может быть подано контролируемыми лицами в тот орган государственного надзора, которым объявлено предостережение, в течение 30 календарных дней со дня его получения. Возражения рассматриваются должностными лицами органа государственного надзора в течение 30 календарных дней. Органами государственного надзора осуществляется учет возражений.
Консультирование
24. Консультирование осуществляется должностными лицами органа государственного надзора по телефону, а также на личном приеме. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Консультирование на личном приеме контролируемых лиц проводится в соответствии с графиком приема контролируемых лиц по предварительной записи. Информация о месте приема, об установленных днях, часах приема, порядке предварительной записи размещается на официальном сайте органа государственного надзора в сети "Интернет".
25. Должностные лица органа государственного надзора осуществляют консультирование по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;
порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
26. Должностные лица органа государственного надзора осуществляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным пунктом 25 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.
27. Консультирование посредством размещения на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие, в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом, осуществляется в случае поступления в адрес органа государственного надзора однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, на которые неоднократно давались письменные ответы, проводились консультации по телефону по существу указанных обращений, если во вновь поступившем обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
Профилактический визит
28. Профилактический визит проводится по инициативе органа государственного надзора (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в форме профилактической беседы должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Обязательный профилактический визит проводится в порядке и на основаниях, которые установлены статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в порядке и на основаниях, которые установлены статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
28.1. Проведение обязательных профилактических визитов осуществляется со следующей периодичностью в зависимости от присвоенной категории риска: (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
а) в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории высокого риска, обязательные профилактические визиты проводятся со следующей периодичностью - один обязательный профилактический визит в год; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
б) в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории среднего или умеренного риска, обязательные профилактические визиты проводятся с периодичностью, определяемой Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
28.2. Проведение обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица, представившего уведомление о начале осуществления деятельности по производству готовых кормов для животных в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляется не позднее 6-го месяца со дня представления такого уведомления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
29. В ходе обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
осмотр; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
истребование документов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
отбор проб (образцов); (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
инструментальное обследование; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
испытание; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
экспертиза. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Осмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
В случае проведения фотосъемки и видеозаписи в рамках осуществления осмотра такие фотосъемка и видеозапись проводятся с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
29.1. В ходе профилактического визита по инициативе контролируемого лица при согласии контролируемого лица могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
отбор проб (образцов); (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
инструментальное обследование; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
испытание. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
IV. Осуществление государственного надзора
30. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
В отношении объектов государственного надзора, указанных в абзаце пятом пункта 2 настоящего Положения, плановые контрольные (надзорные) мероприятия планируются на очередной календарный год и проводятся совместно (при наличии в текущем году плановых проверок в отношении одного контролируемого лица) с плановыми контрольными (надзорными) мероприятиями, проводимыми при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
31. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами, уполномоченными на проведение указанных контрольных (надзорных) мероприятий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись с использованием мобильного приложения "Инспектор", иные способы фиксации доказательств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор", иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностными лицами органов государственного надзора самостоятельно. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
В обязательном порядке должностными лицами органов государственного надзора для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств (в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор") в случаях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
в случае отсутствия контролируемого лица или его представителя при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, а также мобильное приложение "Инспектор", используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, а также мобильное приложение "Инспектор", используемые для доказательства нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении органов государственного надзора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе мобильное приложение "Инспектор". Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах, в том числе мобильном приложении "Инспектор", отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
31.1. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами, уполномоченными на проведение указанных контрольных (надзорных) мероприятий, могут использоваться беспилотные авиационные системы, а также пространственные данные, полученные с использованием беспилотных авиационных систем. Беспилотные авиационные системы используются при проведении контрольных (надзорных) мероприятий с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими использование воздушного пространства Российской Федерации, и законодательством о защите государственной тайны. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
32. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя, гражданина;
наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:
описание обстоятельств, в связи с которыми невозможно присутствие при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Контрольные (надзорные) мероприятия
33. Государственный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
34. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
35. Органы государственного надзора для проведения контрольных (надзорных) действий (отбора проб (образцов), инструментального обследования, испытания, экспертизы) могут привлекать подведомственные им государственные учреждения, другие лаборатории, входящие в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, аккредитованные в национальной системе аккредитации, а также иные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации.
Мониторинговая закупка
36. В ходе мониторинговой закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
инструментальное обследование;
Срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза, и не может превышать 20 рабочих дней.
Протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на инструментальное обследование, испытание или экспертизу составляется должностными лицами органов государственного надзора в 2 экземплярах после объявления о проведении мониторинговой закупки.
Выборочный контроль
37. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы, и не может превышать 20 рабочих дней.
Инспекционный визит
38. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать одного рабочего дня.
Инспекционный визит может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Рейдовый осмотр
39. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. При этом срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать одного рабочего дня.
Рейдовый осмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Документарная проверка
40. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Выездная проверка
41. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
Выездная проверка может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
42. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 57 и части 2 статьи 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
43. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
44. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется посредством анализа данных об объектах государственного надзора, имеющихся у органа государственного надзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами (в том числе посредством использования федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии) органам государственного надзора, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
Выездное обследование
45. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица путем осмотра общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Абзац второй. - Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
46. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие плановые контрольные (надзорные) мероприятия:
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного надзора в отношении граждан не проводятся.
47. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется со следующей периодичностью в зависимости от присвоенной категории риска: (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в пункте 46 настоящего Положения проводятся 2 раза в год; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории высокого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в пункте 46 настоящего Положения проводятся в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям среднего, умеренного и низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Орган государственного надзора вправе провести вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, указанного в абзаце втором настоящего пункта, обязательный профилактический визит. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
48. Внеплановые мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, содержание которых предусмотрено пунктами 36 - 40 настоящего Положения, проводятся по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 57 и части 2 статьи 60 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
49. Внеплановая выездная проверка, содержание которой предусмотрено пунктом 41 настоящего Положения, проводится по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 57, части 2 статьи 60 и части 1 статьи 95 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
50. Внеплановые выездные проверки в отношении объектов государственного надзора, указанных в абзаце пятом пункта 2 настоящего Положения, могут проводиться совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в соответствии с соглашениями, заключенными согласно части 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Порядок осуществления досмотра
51. При осуществлении рейдового осмотра, выездной проверки может быть произведен досмотр.
Досмотр проводится должностными лицами органов государственного надзора в присутствии контролируемых лиц и их представителей. В случае отсутствия контролируемого лица или его представителя при наличии надлежащего уведомления контролируемого лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия досмотр осуществляется должностными лицами органов государственного надзора с обязательным применением видеозаписи и фотосъемки с использованием мобильного приложения "Инспектор" в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Контролируемое лицо или его представитель, присутствующий при осуществлении досмотра, информируются должностными лицами органов государственного надзора о целях проведения досмотра.
Информация о проведении досмотра включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Досмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Применение фотосъемки и видеозаписи в рамках осуществления досмотра при проведении рейдового осмотра и выездной проверки осуществляется с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Порядок отбора проб (образцов)
52. При осуществлении выборочного контроля, рейдового осмотра, выездной проверки может быть произведен отбор проб (образцов) подконтрольного товара. Отбор проб (образцов) в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами без отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) подконтрольного товара проводится должностными лицами органов государственного надзора в присутствии контролируемых лиц и их представителей. В случае отсутствия контролируемого лица или его представителя при наличии надлежащего уведомления контролируемого лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия отбор проб (образцов) подконтрольного товара осуществляется с обязательным применением видеозаписи в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Положения.
Контролируемое лицо или его представитель, присутствующие при отборе проб (образцов), информируются должностными лицами органов государственного надзора о целях отбора проб (образцов) и месте проведения экспертизы.
Подконтрольные товары отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
Отбор проб (образцов) не проводится в отношении следующих подконтрольных товаров из групп с кодом ТН ВЭД из 3923, из 3926, из 4415, из 4416 00 000 0, из 4421, из 7020 00, из 7309 00, из 7310, из 7326, из 7616, из 8436 21 000 0, из 8436 29 000 0, из 8436 80 900 0, из 8606 91 800 0, из 8609 00, из 8716 39 800 (согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80) - оборудование и приспособления для перевозки, разведения, временной передержки животных всех видов, а также оборудование для транспортировки сырья (продукции) животного происхождения, бывшие в употреблении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2022 N 758)
По результатам отбора проб (образцов) должностным лицом органа государственного надзора или привлеченным им лицом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного надзора, привлеченного им лица, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) должностное лицо органа государственного надзора или привлеченное им лицо делает соответствующую отметку.
Информация об отборе проб (образцов) включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок проведения инструментального обследования
53. При осуществлении выборочного контроля, мониторинговой закупки, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки может быть проведено инструментальное обследование.
Инструментальное обследование осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
Контролируемое лицо или его представитель, присутствующие при проведении инструментального обследования, информируются должностными лицами органов государственного надзора о целях проведения инструментального обследования.
По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного надзора, специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при проведении инструментального обследования.
Информация о проведении инструментального обследования включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок проведения испытания
54. При осуществлении выборочного контроля, мониторинговой закупки, рейдового осмотра, выездной проверки может быть проведено испытание.
Испытание осуществляется инспектором или специалистом, имеющими допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
Контролируемое лицо или его представитель, присутствующие при проведении испытания, информируются должностными лицами органов государственного надзора о целях проведения испытания.
По результатам испытания инспектором или специалистом составляется протокол испытания, в котором указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного надзора, специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при проведении испытания.
Информация о проведении испытания включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок проведения экспертизы
55. При осуществлении выборочного контроля, мониторинговой закупки, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки может быть проведена экспертиза.
При назначении и проведении экспертизы контролируемые лица имеют право:
информировать органы государственного надзора о наличии конфликта интересов у лиц, привлекаемых к осуществлению экспертизы;
предлагать дополнительные вопросы для получения по ним экспертного заключения, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;
знакомиться с экспертным заключением.
Экспертиза осуществляется по месту осуществления деятельности органов государственного надзора, экспертов, экспертных организаций.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
Информация о проведении экспертизы включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении рейдового осмотра и выездной проверки экспертиза может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
Порядок осуществления осмотра (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
55.1. При осуществлении мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки и выездного обследования может быть произведен осмотр.
Осмотр проводится должностными лицами органов государственного надзора в присутствии контролируемых лиц или их представителей (за исключением проведения мониторинговой закупки, выборочного контроля, выездного обследования) с применением фотосъемки и видеозаписи с использованием мобильного приложения "Инспектор" в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Положения.
При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки осмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Порядок осуществления опроса (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
55.2. При осуществлении мониторинговой закупки, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки может быть проведен опрос.
При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки опрос может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
56. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом орган государственного надзора выдает после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу или его представителю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований и (или) о проведении мероприятий по устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
VI. Обжалование решений органа государственного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц
57. Контролируемые лица имеют право направить жалобу в форме электронного документа в соответствии со статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
58. Жалоба на решение территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, действия (бездействие) их должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа либо Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на решение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Жалоба на решение исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871)
Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
59. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности". (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
59.1. Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования, указанной в пункте 59 настоящего Положения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259)
VII. Ключевые показатели государственного надзора
60. Ключевым показателем является вред, причиненный в результате падежа, вынужденного убоя животных, изъятия животных при ликвидации очага особо опасной болезни животных, снижения продуктивности животных, по отношению к внутреннему валовому продукту (процентов).
61. Показатель, предусмотренный пунктом 60 настоящего Положения (КП), рассчитывается по формуле:
У1 - вред в денежном выражении от падежа, вынужденного убоя животных, изъятия животных при ликвидации очага особо опасной болезни животных за отчетный год;
У2 - вред в денежном выражении от снижения продуктивности животных за отчетный год;
У3 - вред в денежном выражении от изъятия продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов за отчетный год;
ВВП - внутренний валовый продукт за отчетный год.
62. Вред в денежном выражении от падежа, вынужденного убоя животных, изъятия животных при ликвидации очага особо опасной болезни животных за отчетный год определяется по формуле:
М - количество павших, вынужденно убитых животных, изъятых животных при ликвидации очага особо опасной болезни животных;
Ж - средняя живая масса одного животного, килограммов;
Ц - цена реализации единицы продукции, рублей;
СФ - денежная выручка от реализации продуктов убоя, рублей.
63. Вред в денежном выражении от снижения продуктивности животных за отчетный год определяется по формуле:
У2 = (Мз x Вз - Мз x Вб) x t x Ц,
Мз - количество заболевших животных;
Вз, Вб - среднесуточная продуктивность здоровых и больных животных, килограммов;
t - среднесуточная продолжительность наблюдения за изменением продуктивности животных (период карантина, продолжительность болезни), дней;
Ц - средняя цена реализации 1 килограмма прироста живой массы молока, шерсти, 10 яиц, полученных от здоровых животных, рублей.
64. Вред в денежном выражении от изъятия продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утилизации или уничтожении некачественных и (или) опасных пищевых продуктов за отчетный год определяется по формуле:
П - количество изъятой продукции животноводства, утилизированной, уничтоженной пищевой продукции;
Ц - цена реализации единицы продукции, рублей.
65. Целевым (плановым) значением признается значение ключевого показателя КП = 5 процентов и менее.
66. Для анализа ключевых показателей Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору использует информацию, размещенную в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, информационной системе досудебного обжалования, а также вправе направлять запросы о представлении информации, необходимой для анализа контрольной (надзорной) деятельности и применения результатов такого анализа.
Приложение
к Положению о федеральном
государственном ветеринарном
контроле (надзоре)
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) К КАТЕГОРИЯМ РИСКА
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925, от 27.06.2024 N 871, от 21.08.2025 N 1259, от 11.09.2025 N 1402)
I. Общие положения
1. При осуществлении федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) (далее - государственный надзор) отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований (раздел II настоящих критериев) и с учетом критериев вероятности несоблюдения обязательных требований (раздел III настоящих критериев).
II. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
2. При отнесении объектов государственного надзора (за исключением объектов государственного надзора, указанных в таблице N 4 настоящих критериев) к категориям риска используются критерий "Виды осуществляемой деятельности" в соответствии с таблицей N 1 и критерии риска в соответствии с таблицей N 3, за исключением объектов государственного надзора, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
При отнесении объектов государственного надзора, осуществляющих содержание и разведение свиней, их убой, переработку и хранение продукции свиноводства, к категориям риска используется критерий "Виды осуществляемой деятельности" в соответствии с таблицей N 1 и критерии риска в соответствии с таблицами N 2 и 3.
| Виды осуществляемой деятельности | Баллы | |
| 1. | Разведение, выращивание, содержание, перемещение (в том числе перевозка и перегон), лечение, реализация и убой животных, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей таблицы | 10 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259) | ||
| 1.1. | Хранение, обработка, переработка, транспортировка и реализация побочных продуктов животноводства | 10 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2022 N 1925) | ||
| 2. | Сбор, хранение, перемещение, утилизация и уничтожение биологических отходов | 9 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.06.2024 N 871) | ||
| 3. | Производство, переработка, хранение, перемещение, реализация подконтрольных товаров, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 и 6 настоящей таблицы | 8 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259) | ||
| 4. | Хранение, перемещение и реализация подконтрольных товаров, включенных в перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, за исключением случаев, установленных пунктами 1, 2, 5 и 6 настоящей таблицы | 7 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259) | ||
| 5. | Хранение, перемещение и реализация подконтрольных товаров, включенных в утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) собственниками подконтрольных товаров и (или) осуществляющих перемещение, и (или) реализацию или безвозмездную передачу, и (или) приобретение подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) собственниками подконтрольных товаров и (или) осуществляющие перемещение, и (или) реализацию или безвозмездную передачу, и (или) приобретение подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", и (или) являющиеся участниками реализации указанных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 6 настоящей таблицы; добыча (вылов) водных биологических ресурсов и их транспортировка до места их переработки и (или) места проведения ветеринарно-санитарной экспертизы | 6 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2025 N 1402) | ||
| 6. | Производство, хранение, перемещение, реализация кормов и кормовых добавок для животных | 5 |
| (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.08.2025 N 1259) | ||
При осуществлении 2 и более видов деятельности по критерию "Виды осуществляемой деятельности" учитывается самый высокий балл, присвоенный по соответствующему виду осуществляемой деятельности.
Критерии риска
3. Отнесение объектов государственного надзора, указанных в абзаце первом пункта 2 раздела II настоящих критериев, к определенной категории риска рассчитывается исходя из присвоенных объекту государственного надзора критериев.
Значение показателя риска (ПР1) определяется по формуле:
К1 - балл, присвоенный по критерию "Виды осуществляемой деятельности" в соответствии с таблицей N 1;
К3 - балл, присвоенный по критерию риска в соответствии с таблицей N 3.
Отнесение объектов государственного надзора, указанных в абзаце втором пункта 2 раздела II настоящих критериев, к определенной категории риска рассчитывается исходя из присвоенных объекту государственного надзора критериев.
Значение показателя риска (ПР2) определяется по формуле:
К1 - балл, присвоенный по критерию "Виды осуществляемой деятельности" в соответствии с таблицей N 1;
К2 - балл, присвоенный по критерию риска в соответствии с таблицей N 2;
К3 - балл, присвоенный по критерию риска в соответствии с таблицей N 3.
Отнесение объекта государственного надзора к категории риска осуществляется с учетом следующих значений показателя риска (ПР1, ПР2):
чрезвычайно высокая категории риска - если показатель риска (ПР1, ПР2) составляет 14 баллов и более;
высокая категория риска - если показатель риска (ПР1, ПР2) составляет от 10 до 13 баллов;
средняя категория риска - если показатель риска (ПР1, ПР2) составляет от 8 до 9 баллов;
умеренная категория риска - если показатель риска (ПР1, ПР2) составляет от 5 до 7 баллов;
низкая категория риска - если показатель риска (ПР1, ПР2) составляет 4 балла и менее.
4. Отнесение отдельных объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется в соответствии с таблицей N 4.
Раздел III. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
5. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с разделом II настоящих критериев к категориям высокого, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступившего в законную силу в течение года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности за совершенное на указанном объекте государственного надзора административное правонарушение с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административных правонарушений, связанных с:
нарушением не менее 3 раз правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
нарушением правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, административная ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
сокрытием от органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременным извещением указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременным принятием либо непринятием мер по локализации этих падежа и заболеваний, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 10.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
сокрытием от органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременным извещением указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременным принятием либо непринятием мер по локализации этих падежа и заболеваний, совершенных в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), административная ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 10.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
нарушением не менее 3 раз ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
перевозкой не менее 2 раз сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, административная ответственность за которую предусмотрена частью 2 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
нарушением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, административная ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
нарушением не менее 2 раз изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуском в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
нарушением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуском в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшим угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
повторным нарушением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуском в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшим угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
невыполнением в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил, административная ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
непринятием по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Объекты государственного надзора, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого, высокого, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям высокого, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии в течение года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административного правонарушения, указанного в пункте 5 настоящего раздела.