ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 мая 2000 г. N 391
О ТИПОВОМ ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825, Приказа ФТС РФ от 03.11.2004 N 229)
В целях усиления таможенного контроля таможенной стоимости товаров и в соответствии со ст. 186, 193 Таможенного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Типовой порядок действий структурных подразделений таможенных органов при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров (далее - Типовой порядок), приведенный в приложении к настоящему приказу.
2. Начальникам таможенных органов в течение месяца со дня издания настоящего приказа на основе Типового порядка разработать и утвердить порядок взаимодействия подчиненных им структурных подразделений при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России А.А. Каульбарсу.
Председатель Комитета генерал-полковник
таможенной службы
М.В. ВАНИН
Приложение
к приказу ГТК России
от 12.05.2000 г. N 391
ТИПОВОЙ ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825, Приказа ФТС РФ от 03.11.2004 N 229)
Общие положения
Настоящий Порядок является типовым и предназначен для организации взаимодействия структурных подразделений таможенных органов различных уровней. На уровне таможни взаимодействие осуществляется между отделом (отделением) контроля таможенной стоимости, отделом управления таможенной инспекции и отделом таможенного расследования (отделом дознания). (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
На уровне регионального таможенного управления взаимодействие осуществляется между отделом контроля таможенной стоимости, отделом управления таможенной инспекции и оперативной таможней. (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
На уровне центрального аппарата ГТК России и взаимодействие осуществляется между подразделением по таможенной стоимости Главного управления тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР), Управлением таможенной инспекции (УТИ) и Главным управлением по борьбе с контрабандой (ГУБК). (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
Порядок разработан в целях эффективного взаимодействия вышеуказанных подразделений таможенных органов при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
Подразделения по таможенной стоимости таможенного органа в ходе контроля таможенной стоимости выявляют фирмы (предприятия, организации), занижающие таможенную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Условные обозначения, принятые в данном Порядке.
ОКТС - отдел (отделение) контроля таможенной стоимости таможни, регионального таможенного управления, подразделение по таможенной стоимости Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России,
ОТИ - отдел управления таможенной инспекции таможни, регионального таможенного управления, Управления таможенной инспекции ГТК России; (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
ОТР - отдел таможенного расследования (отдел дознания) таможни, оперативная таможня регионального таможенного управления. Главное управление по борьбе с контрабандой ГТК России.
На всю информацию, получаемую и передаваемую в ходе проведении проверок по случаям, вызывающим подозрения в занижении таможенной стоимости товаров, налагается гриф "Для служебного пользования" (ДСП). Пользование указанной информацией должно осуществляться в соответствии с установленным порядком. (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
1. Действия ОКТС . Подготовительная работа
1.1. ОКТС в рамках контрольно-аналитической работы постоянно проводит анализ динамики таможенной стоимости по отдельным группам товаров, к которым относятся:
- товары, для которых ГТК России установлено распределение полномочий по принятию заявляемой декларантом таможенной стоимости в зависимости от цены за единицу товара;
- товары, являющиеся приоритетными с точки зрения их доли в региональном импорте по объему (количеству) ввоза и суммам таможенных платежей,
- товары, по которым у ОКТС в ходе последующего контроля таможенной стоимости появились основания полагать, что при декларировании были заявлены недостоверные сведения о них;
- товары, анализ таможенной стоимости которых проводится по поручению руководства или вышестоящего таможенного органа.
1.2. В результате такого анализа отбираются фирмы (предприятия, организации), систематически (неоднократно) ввозившие товары по низким ценам.
1.3. По отобранным фирмам у таможенных органов, проводивших таможенное оформление, запрашиваются документы, предъявленные ими для целей таможенного оформления и таможенного контроля.
1.3.1. В случае, если на основании анализа имеющихся документов установлено, что декларантом неправильно определена таможенная стоимость (например, не сделаны поправки к цене сделки на предусмотренные контрактом условия; не учтены соответствующие дополнительные начисления; отсутствуют документы подтверждающие заявленные вычеты из цены сделки и т.д.), т.е. низкая цена обусловлена методологическими погрешностями в определении таможенной стоимости и может быть сделана соответствующая корректировка таможенной стоимости на основе имеющихся в деле документов, то такие фирмы не включаются в список передаваемый в ОТИ для проверки их ФХД.
1.3.2. В случаях, когда на основании анализа документов, представленных отобранными фирмами для целей таможенного оформления, можно предположить, что имеют место не методологические ошибки, допущенные при определении таможенной стоимости, а причиной низких цен является фальсификация данных о товарах в товаросопроводительных и коммерческих документах, то такие фирмы подлежат включению в список, который направляется в ОТИ для принятия решения о проведении проверки ФХД указанных фирм.
1. Приказы ГТК России от 24.12.97. N 757 "О мерах по усилению контроля таможенной стоимости", от 01.04.98 N 186 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 24.12.97. N 757", от 13.07.98 N 489 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 24.12.97. N 757" от 25.12.98 N 874 "О внесении изменений в приказы ГТК России от 24.12.97. N 757 и от 13.07.98 N 489"
2. Отбор товаров приоритетного импорта осуществляется РТУ в соответствии с распоряжением ГТК России от 29.12.98. N 01-14/1345 "Об усилении работы РТУ по контролю таможенной стоимости товаров".
1 4. К передаваемому в ОТИ списку фирм прилагаются документы, на основании которых проводился анализ, и обоснование возможного занижения стоимости товаров.
1.5. Подразделение по таможенной стоимости Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России на основе проводимого анализа таможенной стоимости отдельных видов товаров, анализа рисков готовит аналитические материалы с обоснованием необходимости проверки конкретных фирм (с приведением примерной расчетной величины неуплаченных таможенных платежей) По служебной записке данные материалы передаются курирующему заместителю председателя ГТК России для принятия решения о целесообразности проведения проверок ФХД этих фирм.
На основании поручения заместителя председателя ГТК России УТИ ГТК России совместно с подразделением по таможенной стоимости Главного управления тарифного и нетарифного регулирования разрабатывает план проведения таких проверок, после утверждения которого он доводится до таможенного органа, определенного в качестве непосредственного исполнителя. (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
Участие в проверке ФХД
1.6 ОКТС выполняет следующие основные функции и рамках проверки ФХД участников ВЭД проводимой ОТИ
- участвует в конкретизации задач проверки, в том числе определяет перечень вопросов и документов, подлежащих проверке исходя из конкретной ситуации (условий сделки);
- осуществляет экспертную проработку вопросов, возникающих в процессе проведения проверки и относящихся к их компетенции, принимает решение о необходимости корректировки таможенной стоимости на основании выявленных ОТИ в ходе проверки (ОТР в ходе производства дела о НТП) дополнительных сведений и документов, относящихся к рассматриваемым сделкам, но не представленных в таможенные органы при таможенном оформлении; при отсутствии необходимости корректировки таможенной стоимости ОКТС передает в ОТИ свое обоснование принятого решения (на основании каких документов и фактов принято такое решение) для отражения в акте проверки;
- участвует в подписании акта проверки ФХД, если такая проверка проводилась с участием ОКТС.
1.7. В случае, если проверка проводилась на уровне РТУ или ГТК России, то подразделение по таможенной стоимости соответственно РТУ или ГТК России готовит заключение о корректировке таможенной стоимости с необходимыми расчетами и их обоснованием, которые передаются в Управление таможенной инспекции РТУ или ГТК России. Вместе с актом проверки данное заключение передастся в ОКТС таможни для оформления соответствующих форм ДТС и КТС в установленном порядке (в ред. Приказа ГТК РФ от 05.08.2002 N 825)
1.8 Отдел (отделение) контроля таможенной стоимости таможни направляет документы по корректировке таможенной стоимости (формы КТС) в отдел таможенных платежей таможни с целью доначисления всех видов причитающихся таможенных платежей, пеней и штрафов, а также их взимания в установленном порядке. Формы КТС подписываются начальниками отделов контроля таможенной стоимости и таможенных платежей таможни.
1.9. Отдел (отделение) контроля таможенной стоимости таможни, проводившей корректировку таможенной стоимости, отражает результаты своего участия в проведенных ОТИ проверках в ежемесячном статистическом отчете 12-ТМ.
1.10. Пункт исключен. (в ред. Приказа ФТС РФ от 03.11.2004 N 229)
2. Действия ОТИ
2.1. ОТИ рассматривает документы и обоснования возможного занижения стоимости товаров, приложенные к списку фирм, указанных в п. 1 3 2 настоящего Типового порядка, и при наличии достаточных оснований полагать о нарушении законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации, принимает решение о проведении проверки ФХД указанных в списке фирм, включая их в план проведения проверок. В случае, если проведение проверки ФХД той или иной фирмы по каким-либо причинам нецелесообразно или невозможно, то ОТИ информирует ОКТС об этих причинах.
2.2. В соответствии с утвержденным планом проведения проверок ФХД участников ВЭД привлекает ОКТС к участию в конкретизации задач проверки в части вопросов, входящих в их компетенцию.
2.3. ОТИ организует проверочные и инспекционные мероприятия в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления таможенного контроля после выпуска товаров и налоговых проверок.
2.4. При возникновении в ходе проведения проверки ФХД участника ВЭД вопросов, связанных с методологией определения и процедурой заявления таможенной стоимости, а также при необходимости экспертного заключения по вопросам, относящимся к компетенции ОКТС, ОТИ.
в установленном порядке обращается в ОКТС с обязательным предоставлением полного комплекта документов, необходимого для подготовки обоснованного (квалифицированного) заключения по таможенной стоимости товаров. В комплект должны входить документы, представленные декларантом для целей таможенного оформления товаров, и документы, выявленные (изъятые) в ходе проверки;
- привлекает специалистов ОКТС для непосредственного участия в проверке ФХД фирмы с целью изучения выявленных ОТИ дополнительных сведений и документов на месте. Для этих целей издастся соответствующий приказ.
2.5. При выявлении в ходе проверки документов и сведений, дающих основания полагать, что таможенная стоимость товаров определена неверно, ОТИ передает в ОКТС соответствующие материалы для решения вопроса о необходимости проведения корректировки таможенной стоимости.
2.6. Начальник ОТИ подписывает формы КТС, заполненные ОКТС проведении корректировки таможенной стоимости товаров на основании документов и фактов, выявленных в ходе проверки.
2.7. По окончании проведения проверки ФХД фирмы ОТИ составляет акт проверки, прилагая к нему полученные от ОКК документы по корректировке таможенной стоимости (формы ДТС, КТС и сведения об информации, использованной для расчета).
Составленный акт проверки подписывается начальниками ОТИ, ОКТС.
2.8. При подтверждении наличия признаков совершенного нарушения таможенных правил ОТИ передает материалы в ОТР для принятия решения в соответствии с законодательством.
2.9. При завершении расследований, производства по делам о ИТП информирует ОТИ и ОКТС о результатах его рассмотрения.
2.10. ОТИ ежеквартально информирует ОКТС о ходе проверок тех фирм, список которых был ранее им передан, по форме приведенной в приложении.
Приложение
к Типовому порядку о действии структурных
подразделении таможенных органов при
проведении таможенного контроля
таможенной стоимости товаров
В случае если проверка по какой-либо фирме не завершена в отчетном квартале, т.е. в гр.7 указан признак "1", то гр.8 за отчетный период по данной фирме не заполняется.
Гр. 8 необходимо заполнить в последующем отчете за тот период, в котором проверка по этой фирме будет завершена. При этом в гр.2-6 необходимо указать (повторить) те сведения, которые были указаны в соответствующих графах таблицы за тот отчетный период, в котором сведения о данной фирме были переданы в ОТИ. В гр.7 указывается признак "2".