ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1999 г. N 43
О ПРИНЯТИИ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ"
Во исполнение статей 25, 65 и 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 5, 9, 10, 12, 15, 17 и 19 "Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362, Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике постановляет:
1. Принять и ввести в действие с 1 октября 1999 г. руководящий документ РДС 30-202-99 "Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях", разработанный Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России и НПЦ "Региональное развитие" и представленный Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России.
2. Признать утратившими силу с 1 октября 1999 г. Приказ Госстроя России от 2 марта 1994 г. N 17-14 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России" и Приказ Минстроя России от 6 декабря 1994 г. N 17-47 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке осуществления контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России".
Председатель
Е.В.БАСИН
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ
РДС 30-202-99
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России и НПЦ "Региональное развитие".
2. Принят Постановлением Госстроя России от 3 июня 1999 г. N 43 и введен в действие с 1 октября 1999 г. взамен Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России (в редакции от 06.12.94).
ВВЕДЕНИЕ
Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях (далее - Инструкция) разработана во исполнение положений абзаца шестнадцатого статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362 и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, перечисленными в разделе 2 настоящей Инструкции.
При подготовке Инструкции также использованы отдельные положения ранее действующей Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России (М., Издательство "Логос", 1994), не противоречащие законодательству.
Инструкция оформлена как руководящий документ в строительстве (РДС) в соответствии с СНиП 10-01-94. "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция содержит указания о порядке проведения государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, включая поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения (далее - контроль за использованием земель в поселениях), по вопросам, отнесенным земельным, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации к полномочиям органов архитектуры и градостроительства и органов Госархстройнадзора.
1.2. Инструкция предназначается для должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц Госархстройнадзора, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в поселениях.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящей Инструкции использованы следующие законы и иные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ;
В связи с утратой силы "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 07.05.98 N 73-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен "Градостроительным кодексом Российской федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ;
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.;
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909);
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ;
Закон Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" от 17 декабря 1992 года N 4121-1;
Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы";
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729 "Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства";
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации".
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Контроль за использованием земель в поселениях в соответствии с полномочиями, установленными земельным и градостроительным законодательством, осуществляют: Госстрой России, органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации, органы архитектуры и градостроительства городов, районов и других муниципальных образований, органы Госархстройнадзора.
3.2. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях;
предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями;
предотвращением самовольного строительства - самовольной постройки объектов недвижимости, за исключением объектов, отнесенных к компетенции органов Госархстройнадзора.
Органы Госархстройнадзора осуществляют контроль за предотвращением самовольного строительства - самовольной постройки тех видов объектов, контроль за которыми отнесен к их компетенции нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
3.3. Органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора осуществляют контроль за использованием земель в поселениях во взаимодействии с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, комитетами по земельной политике, органами охраны окружающей среды, комитетами природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами государственного контроля и надзора, а также между собой.
Органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора взаимодействуют с указанными органами в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и настоящей Инструкцией.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ
4.1. Госстрой России, организуя государственный контроль за использованием земель в поселениях:
осуществляет в развитии настоящей Инструкции научно-методическое обеспечение территориальных и местных органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора;
подготавливает в установленном порядке в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам использования и охраны земель в поселениях;
рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их общественных организаций по вопросам толкований требований федеральных градостроительных нормативов и правил к использованию и охране земель в поселениях и дает по ним разъяснения;
рассматривает в пределах своей компетенции заявления и обращения граждан, их общественных организаций, юридических лиц по спорным вопросам соблюдения требований градостроительной документации, градостроительных нормативов и правил, других требований земельного и градостроительного законодательства к использованию земель в поселениях и дает по ним заключения. Направляет при необходимости такие заявления, обращения и заключения в соответствующие органы архитектуры и градостроительства или органы Госархстройнадзора для рассмотрения в пределах их компетенции. В случае нарушения требований данного законодательства должностными лицами этих органов - направляет указанные документы в вышестоящий орган для принятия решения по правонарушению;
проводит по поручениям Правительства Российской Федерации и по обращениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации инспекционный надзор за строительством объектов недвижимости независимо от форм собственности;
осуществляет информационное обеспечение заинтересованных органов государственной власти на основе обобщенных данных контроля за использованием земель в поселениях на территории Российской Федерации.
4.2. Территориальные и местные органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора осуществляют свою деятельность по контролю за использованием земель в поселениях в соответствии с полномочиями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В указанных актах на основании земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации необходимо предусматривать:
закрепление за органами архитектуры и градостроительства, органами Госархстройнадзора всех расположенных на соответствующей территории поселений, включая поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения;
проведение указанными органами плановых и оперативных проверок соблюдений требований земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях, оформление документов по выявленным нарушениям, рассмотрение дел и принятие решений о нарушениях, рассмотрение жалоб и протестов на принятые решения о нарушениях, взыскание штрафов за нарушение данного законодательства, а также представление отчетов о результатах указанного контроля;
реализацию должностными лицами - руководителями, заместителями руководителей органов архитектуры и градостроительства и органов Госархстройнадзора своих прав, установленных земельным и градостроительным законодательством (приложение А), с учетом принятой на соответствующей территории организационной формы контроля за использованием земель в поселениях;
создание органами архитектуры и градостроительства комиссий по рассмотрению дел о нарушениях земельного и градостроительного законодательства или создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления комиссий с включением в их состав должностных лиц органов архитектуры и градостроительства;
создание специальных фондов соответствующих органов архитектуры и градостроительства и направление в них части штрафов, поступающих от граждан, юридических и должностных лиц за нарушение градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях (статья 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также направление части взысканных штрафов на счета соответствующих органов Госархстройнадзора (статьи 2 и 4 Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства);
участие соответствующих органов архитектуры и градостроительства в подготовке в пределах своей компетенции предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель в поселениях, предложений по организации и финансовому обеспечению данного контроля, а также предложений по консервации загрязненных земель поселений;
осуществление органами архитектуры и градостроительства информационного обеспечения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан на основе обобщенных данных контроля за использованием земель в поселениях на соответствующей территории.
5. ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
5.1. Проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях, выполняемая подразделениями, должностными лицами и уполномоченными специалистами (инспекторами) соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора, проводится ими в целях: предупреждения нарушений данного законодательства физическими и юридическими лицами, должностными лицами органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; выявления допущенных правонарушений и виновных лиц.
5.2. Должностные лица и специалисты, указанные в пункте 5.1 настоящей Инструкции, проводят проверку на основании:
решений соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора о проведении плановой и внеплановой проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
заявлений, жалоб и обращений граждан, их общественных организаций (объединений), юридических лиц;
поручений органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, иных органов государственного контроля и надзора, органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, судов, арбитражных судов, служб государственного градостроительного кадастра;
протестов прокуроров.
5.3. В целях проведения проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях должностные лица и специалисты, указанные в п. 5.1 настоящей Инструкции:
рассматривают заявления, жалобы, обращения и протесты, указанные в пункте 5.2 настоящей Инструкции;
запрашивают и получают от физических и юридических лиц, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления документы, отчеты, градостроительную и проектную документацию и другие материалы о состоянии и регулировании использования и охраны земельных участков в поселениях, изменения иных объектов недвижимости, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
посещают и проводят натурные обследования предприятий, организаций и учреждений, земельных участков, других существующих и находящихся в стадии строительства, реконструкции и благоустройства объектов недвижимости, независимо от форм собственности, а также земельных участков, занятых военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима их посещения);
рассматривают (с привлечением при необходимости иных специалистов-экспертов) вопросы соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков, их фактическом использовании, проектировании, строительстве, реконструкции объектов недвижимости, благоустройстве территории. При этом должны учитываться: материалы натурных обследований, градостроительная и проектная документация, государственные градостроительные нормативы и правила, правила застройки и другая документированная информация, примерный перечень которой приведен в приложении Б;
осуществляют иные действия, необходимые для получения объективной информации о наличии или отсутствии состава нарушения земельного и градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях.
5.4. В случае отсутствия состава нарушения земельного и градостроительного законодательства должностные лица и специалисты, указанные в пункте 5.1 настоящей Инструкции, сообщают об этом лицу, инициировавшему проверку.
Сообщения оформляются в виде письма с необходимыми пояснениями.
5.5. По выявленным нарушениям земельного и градостроительного законодательства составляются документы в порядке, изложенном в разделах 6 и 7 настоящей Инструкции.
6. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
6.1. В случае обнаружения нарушения земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора составляет протокол по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении Г.
6.2. При составлении протокола должны соблюдаться следующие условия:
нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая отметка в протоколе;
нарушения земельного и градостроительного законодательства должны излагаться (квалифицироваться) строго в протоколе в соответствии с установленными этим законодательством видами административных правонарушений (приложение В);
лицу, совершившему правонарушение, предоставляется право изложить и приложить к протоколу замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от подписания протокола;
протокол подписывается составившим его лицом, гражданином, представителем юридического лица (руководителем или должностным лицом, которому по доверенности предоставлено право представлять интересы этого юридического лица) или должностным лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в установленный срок в нем делается запись об отказе;
протокол о нарушении законодательства составляется в трех экземплярах, из которых: один экземпляр в трехдневный срок после подписания направляется должностному лицу или комиссии, уполномоченным рассматривать дела о нарушении земельного и градостроительного законодательства и привлекать виновных к административной ответственности; второй экземпляр направляется правонарушителю; третий экземпляр хранится у должностного лица, составившего протокол.
6.3. Одновременно с протоколом должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора выдает правонарушителю предписание об устранении нарушений, составленное по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении Д.
6.4. В случае состава правонарушения, рассмотрение которого выходит за пределы компетенции органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора, должностное лицо такого органа составляет обращение в форме письма с приложением необходимых материалов и направляет его в соответствующую по компетенции организацию, орган местного самоуправления, государственный орган исполнительной власти, комиссию, уполномоченную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления, суд или арбитражный суд для рассмотрения дела и привлечения правонарушителя к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
7. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
7.1. Дела о нарушениях земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях (протоколы, предписания, другие материалы о нарушениях) по вопросам, отнесенным к компетенции органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора, рассматривают:
должностные лица органов архитектуры и градостроительства (руководители, заместители руководителей, включая главных архитекторов городов и их заместителей). Эти должностные лица могут самостоятельно рассматривать и налагать в административном порядке штрафы за нарушения земельного и градостроительного законодательства в установленных данным законодательством размерах штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда;
комиссии органов архитектуры и градостроительства. Эти комиссии рассматривают дела и налагают в административном порядке штрафы за нарушения земельного и градостроительного законодательства в установленных данным законодательством размерах штрафов (приложение Е);
должностные лица органов Госархстройнадзора. Эти должностные лица рассматривают дела и налагают в административном порядке штрафы за самовольное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных предписаний по вопросам устранения данных нарушений в установленных земельным законодательством размерах штрафов.
7.2. Должностные лица или комиссии рассматривают дела о нарушении земельного и градостроительного законодательства в 15-дневный срок со дня получения Протокола о нарушении законодательства (статья 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
7.3. Должностное лицо или председатель комиссии, если дело рассматривается комиссией, при подготовке к рассмотрению дела решает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
7.4. В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо известить всех заинтересованных лиц о времени и месте его рассмотрения. При этом в обязательном порядке приглашается лицо, привлекаемое к административной ответственности - физическое лицо, должностное лицо, представитель юридического лица.
Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки почтой, передачи по средствам связи, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из книги исходящей почты).
Рассмотрение дела о нарушении законодательства возможно в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если имеются документы о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела.
7.5. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело, или представления председателя, секретаря и членов комиссии, если дело рассматривается комиссией. Должностное лицо (председатель комиссии) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет приглашенных лиц, участвующих в заседании. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины допущенного правонарушения, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, указанные в статьях 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
7.6. Комиссия может рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее 3 человек. Решение комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к решению комиссии.
7.7. Рассмотрев дело о нарушении земельного и градостроительного законодательства, должностное лицо или комиссия в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь статьями 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу: о наложении штрафа; о прекращении дела производством; об обращении в вышестоящий орган исполнительной власти, суд, арбитражный суд.
Постановление представляется по форме приложения Ж согласно приведенным в нем указаниям о заполнении.
7.8. Одновременно с принятием постановления о наложении штрафа должностное лицо или комиссия устанавливает срок для устранения нарушения, о чем делается запись в постановлении.
7.9. По фактам самовольного занятия земельных участков, самовольного строительства - самовольной постройки, должностное лицо или комиссия, исчерпав меры административного воздействия на правонарушителя, может в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации и на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации принять постановление о передаче материалов в судебные органы для привлечения правонарушителя к ответственности, в том числе к уголовной в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
7.10. Решение по рассмотренному делу объявляется по окончании его рассмотрения. Копия постановления, подписанная должностным лицом, рассмотревшим дело, или председателем и секретарем комиссии, если дело рассмотрено комиссией, в 3-дневный срок вручается под расписку представителю юридического лица, гражданину или должностному лицу, виновному в допущенном правонарушении, или направляется ему ценным или заказным письмом, о чем делается соответствующая запись в деле.
7.11. Постановление о наложении в административном порядке штрафа должно быть обращено к исполнению в срок не более трех месяцев со дня вынесения. В случае превышения этого срока постановление не подлежит исполнению (статья 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
8. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ И ПРОТЕСТОВ НА РЕШЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
8.1. Жалобы на решения должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов Госархстройнадзора, поданные гражданами, должностными или юридическими лицами в вышестоящий орган архитектуры и градостроительства или вышестоящий орган Госархстройнадзора (вышестоящему должностному лицу), принимаются и рассматриваются ими в порядке и в срок, установленные законодательством об административных правонарушениях.
Копия жалобы, поданной в вышестоящий орган, должна представляться органу или должностному лицу, принявшему обжалованное решение.
8.2. Протесты прокурора на решения должностных лиц (комиссий) органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов Госархстройнадзора, рассматриваются теми, в адрес кого принесен протест.
Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение решения до рассмотрения протеста.
8.3. По результатам рассмотрения жалобы или протеста соответствующий орган архитектуры и градостроительства, орган Госархстройнадзора в пределах своей компетенции принимает одно из следующих решений:
оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;
отменить постановление и прекратить дело производством;
уменьшить размер штрафа в пределах, установленных земельным и градостроительным законодательством.
8.4. Копия решения, принятого по жалобе, в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе, а также органу или должностному лицу, действия которого обжалуются.
О результатах рассмотрения протеста прокурора сообщается прокурору.
9. ВЗЫСКАНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
9.1. Должностное лицо или председатель комиссии органа архитектуры и градостроительства, должностное лицо органа Госархстройнадзора, принявшее в соответствии со своей компетенцией постановление о наложении в административном порядке штрафа за нарушение земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях, предпринимает меры для взыскания штрафа с виновного:
извещает юридическое лицо, гражданина, должностное лицо, подвергшееся штрафу, о том, что штраф должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня вручения ему (получения по почте) постановления, а в случае обжалования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения (статья 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях), и требует представления копии документа об уплате штрафа в эти же сроки;
принимает решение отсрочить исполнение гражданином или должностным лицом постановления о наложении штрафа на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, вследствии которых оплата штрафа в установленный срок невозможна;
направляет в суд ходатайство (с материалами дела о нарушении законодательства) о взыскании с гражданина или должностного лица штрафа в принудительном порядка в случае неуплаты штрафа в установленный срок;
направляет в соответствующий кредитно-финансовый орган копию постановления о наложении штрафа на юридическое лицо (за исключением иностранных и международных организаций) для взыскания штрафа в бесспорном порядке в случае неуплаты в установленный срок;
направляет в арбитражный суд или суд ходатайство (с материалами дела о нарушении законодательства) о взыскании штрафа с иностранных и международных организаций, предприятий без образования юридического лица в случае неуплаты штрафа в установленный срок.
9.2. Денежные средства оплаченных штрафов, зачисленные по решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в специальный фонд соответствующего органа архитектуры и градостроительства, а также на счет соответствующего органа Госархстройнадзора, расходуются на развитие материально-технической базы этих органов и иные цели, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
10. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ О КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
10.1. Местные органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора составляют годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях по форме приложения З по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводят анализ принятых мер по устранению нарушений земельного и градостроительного законодательства и возмещению ущерба от них, готовят аналитическую записку о состоянии данного вопроса, представляют указанные документы в соответствующие органы местного самоуправления и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в срок до 25 января.
10.2. Органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации составляют сводный годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях на соответствующей территории по форме приложения З, проводят анализ принятых мер по устранению нарушений земельного и градостроительного законодательства и возмещению ущерба от них, готовят аналитическую записку о состоянии данного вопроса, представляют указанные документы в срок до 10 февраля в соответствующую администрацию (правительство) субъекта Российской Федерации и в Госстрой России.
10.3. Госстрой России на основании полученных отчетов составляет сводный годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях на территории Российской Федерации по форме приложения З.
На основании данных сводного отчета и полученных аналитических записок Госстрой России проводит анализ мер, принятых по устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях и возмещению ущерба от нарушений, готовит аналитическую записку о состоянии данного вопроса в Российской Федерации.
Сводный отчет и аналитическая записка: направляются в срок до 1 марта в Госкомзем России, в другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; включаются в Национальный доклад о состоянии градостроительства в Российской Федерации.
10.4. Отчетные данные о контроле за использованием и охраной земель в поселениях, предложения и отзывы органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, их общественных организаций, юридических лиц на результаты данного контроля должны учитываться соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами Госархстройнадзора при дальнейшем осуществлении своей деятельности.
ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
1. Должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель в поселениях, в соответствии с установленной земельным (далее - *) и градостроительным (далее - **) законодательством компетенцией имеют право:
проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство **;
беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения *;
направлять материалы в соответствующие органы для привлечения лиц, виновных в нарушении земельного и градостроительного законодательства, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности **/*;
обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушений земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических, юридических и должностных лиц *;
предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная деятельность осуществляется с нарушением градостроительного законодательства **;
принимать решения о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции и иного изменения объектов недвижимости, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного и градостроительного законодательства **/*;
вносить в администрации городов и других муниципальных образований предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством *;
составлять протоколы о нарушении земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда *;
привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушении градостроительного законодательства, к административной ответственности **;
приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде) *;
давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства *;
вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю *;
получать отчетность министерств и ведомств о состоянии земельного фонда в поселениях *;
привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных участков, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель в поселениях *.
2. Должностные лица органов, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель поселений, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного и градостроительного законодательства в части использования и охраны земель, за объективность материалов проводимых проверок.
Приложение Б
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
При проверке соблюдения требований законодательства к использованию и охране земель в поселениях изучаются и используются:
действующие правила землепользования и застройки поселений и других муниципальных образований;
государственные градостроительные нормативы и правила;
специальные государственные стандарты и специальные градостроительные нормативы и правила, установленные для объектов градостроительной деятельности особого регулирования;
утвержденные градостроительная документация соответствующих видов, схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории;
проектная документация для строительства;
землеустроительная документация в отношении территорий, используемых для нужд сельского хозяйства в поселениях;
материалы выбора земельных участков для строительства, реконструкции объектов недвижимости и благоустройства территорий;
документы о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости; материалы выноса в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций; документы об установлении границ земельных участков на местности;
материалы инвентаризации земель и других объектов недвижимости, а также материалы по передаче земельных участков в государственную, муниципальную, частную собственность, в пользование и аренду;
материалы конкурсов и аукционов земельных участков и других объектов недвижимости;
разрешения на строительство объектов недвижимости; документы контроля за производством строительно-монтажных работ на земельных участках в соответствии с разрешениями на строительство;
акты и другие материалы приемки объектов в эксплуатацию; документированная информация государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Приложение В
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ, ПОДЛЕЖАЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1. Самовольное занятие земельных участков.
2. Противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель.
3. Строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка).
4. Использование земельных участков не по целевому назначению.
5. Нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель.
6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
7. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель.
8. Нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в поселениях.
9. Предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке и правил застройки.
10. Нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон.
11. Нарушение красных линий.
12. Нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости.
13. Нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности.
14. Нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
15. Размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений.
16. Незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение (наземные виды).
17. Самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования.
18. Недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
Приложение Г
ПРОТОКОЛ О НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ _____________________ _________________ (место составления) (дата)
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362, мною __________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, должность лица, составившего протокол, __________________________________________________________________ место его работы)
составлен настоящий протокол о следующем: __________________________________________________________________ (место и время нарушения; описание (квалификация) в соответствии с земельным и градостроительным законодательством нарушения; наименование закона, иного нормативного правового акта, градостроительной и проектной документации, градостроительных нормативов и правил, других правовых документов, их глав, разделов, параграфов, пунктов, требования которых нарушены) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Виновным в допущенных нарушениях считаю ______________________ __________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество, место работы, адрес гражданина) __________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество, место работы должностного лица) __________________________________________________________________ (наименование юридического лица, его юридический адрес, фамилия, имя, отчество представителя юридического лица - руководителя или должностного лица, которому по доверенности предоставлено право представлять юридическое лицо)
Особые условия: __________________________________________________________________ (объяснения нарушителя при необходимости) __________________________________________________________________ (отметка о разъяснении нарушителю его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) __________________________________________________________________ (иные сведения)
Настоящий протокол предлагается рассмотреть: __________________________________________________________________
(должностному лицу органа архитектуры и градостроительства; органа Госархстройнадзора, комиссии - указать ее наименование)
Протокол оглашен работником __________________________________________________________________ (указать наименование органа архитектуры и градостроительства или Госархстройнадзора)
записан правильно
Присутствующие: ___________ __________________________________ (подписи) (ф.и.о. лица, совершившего нарушение)
Присутствующие: ___________ __________________________________ (подписи) (ф.и.о. других присутствующих лиц) ___________ __________________________________ (подпись) (и.о. фамилия должностного лица, составившего протокол)
Приложение Д
ПРЕДПИСАНИЕ _____________________ _________________ (место составления) (дата)
Выдано _______________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество физического лица, __________________________________________________________________ должностного лица, наименование юридического лица, которому выдано предписание)
по объекту____________________________________________________ (наименование объекта) _________________________________________________________________,
расположенному по адресу _____________________________________ (месторасположение объекта) __________________________________________________________________
В результате проведенной проверки установлено ________________ (описание __________________________________________________________________ (квалификации) нарушения земельного и градостроительного законодательства, указание глав, разделов, параграфов, пунктов, законов, иных нормативных правовых актов, градостроительной и проектной документации, градостроительных нормативов и других правовых документов, требования которых нарушены) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Предлагаю ____________________________________________________ (указываются меры по устранению нарушений __________________________________________________________________ с указанием сроков) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Особые условия _______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего предписания лицо, допустившее нарушение, несет административную ответственность, предусмотренную Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362, Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".
О выполнении настоящего предписания прошу уведомить до _______ __________________________________________________________________
Предписание составил:
______________________ ___________ _____________________ (Должность лица, М.П. (подпись) (И.О. Фамилия)
наименование органа)
Предписание к исполнению принял ______________________________ (Ф.И.О. физического лица, __________________________________________________________________ должностного лица, представителя юридического лица (руководителя или должностного лица, которому по доверенности предоставлено право представлять юридическое лицо), допустившего нарушение земельного и градостроительного законодательства) ________________ (подпись)
Приложение Е
РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ
<*> Виды правонарушений и размеры штрафов, установленные пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы", с учетом видов правонарушений, указанных в пункте 15 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362.
<**> Виды правонарушений и размеры штрафов, установленные пунктом 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ, относящиеся к осуществлению контроля за использованием и охраной земель в поселениях.
Приложение Ж
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ ___________________ __________ (место составления) (дата) __________________________________________________________________ (наименование органа, рассмотревшего дело) __________________________________________________________________ (Ф.И.О. и должность лица, рассмотревшего дело) __________________________________________________________________
(комиссия - указать ее наименование, Ф.И.О. и должности присутствующих членов комиссии) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Изучив представленные документы и материалы: _________________ (наименование __________________________________________________________________
и дата составления представленных документов и материалов) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела: _______________ (Ф.И.О., __________________________________________________________________ должности лиц, участвующих в рассмотрении дела) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Установил (Комиссия установила): _____________________________ __________________________________________________________________ (излагается вид (квалификация) нарушения земельного и градостроительного законодательства) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(наименование, юридический адрес и банковские реквизиты юридического лица, Ф.И.О. и адрес гражданина, Ф.И.О., должность и место работы должностного лица, допустивших правонарушения) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Руководствуясь земельным и градостроительным законодательством и принимая во внимание, что ______________________________________ (при необходимости указываются __________________________________________________________________ дополнительные обстоятельства)
Постановил (Комиссия постановляет): __________________________ __________________________________________________________________ (излагается решение о наложении штрафа и его размер, указывается лицо, на которое налагается штраф, указывается бюджет, в который должен быть перечислен (взыскан) штраф и банковские реквизиты) __________________________________________________________________ (излагается решение о мерах и сроках устранения правонарушения с указанием лица, на которое возлагается устранение) __________________________________________________________________ (излагается решение о прекращении дела производством) __________________________________________________________________ (излагается решение о направлении дела в вышестоящий орган исполнительной власти, суд, арбитражный суд)
Постановление может быть обжаловано __________________________ __________________________________________________________________ (указывается орган, в который может быть обжаловано постановление, его адрес и срок обжалования) __________________________ (подпись, гербовая печать) __________________________________________________________________
(копия постановления получена под расписку - указывается Ф.И.О. гражданина, должностного лица, __________________________________________________________________ Ф.И.О. и должность представителя юридического лица, получившего постановление; дата получения; __________________________________________________________________ копия постановления направлена почтой - указывается дата и номер почтового отправления) ___________________________ (подпись должностного лица) ________________
(дата)
ОТЧЕТ
О КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В ПОСЕЛЕНИЯХ В ____ ГОДУ
__________________________________________________________
(город, район, субъект Российской Федерации, Российская Федерация)
Проведено проверок соблюдения земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях ______ (количество)