ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 5 октября 2006 г. N 964
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ФТС РОССИИ "БОРЬБА С ПРОЯВЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ"
Во исполнение Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую аналитическую программу ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг." (далее - Программа).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А.Завражнова.
Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к приказу ФТС России
от 05.10.2006 N 964
УТВЕРЖДЕНО
Приказом ФТС России
от 05.10.2006 N 964
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФТС РОССИИ
"БОРЬБА С ПРОЯВЛЕНИЯМИ КОРРУПЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ."
Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Коррупция - принятие государственными должностными лицами лично или через посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных законом, с использованием ими должностного положения, т.е. полномочий и связанных с ними возможностей или подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно снижает эффективность работы государственных органов. Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны и перспективы национального развития.
С учетом важности данной проблемы международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (ВТО) выработало стратегию борьбы с коррупцией.
Антикоррупционная стратегия ВТО изложена в Арушской декларации ВТО, одобренной сессией Совета ВТО в июне 2003 года.
Она содержит 10 принципиальных направлений:
1. Четкое управление и приверженность идее.
2. Наличие регулятивных стандартов.
3. Открытость и прозрачность.
4. Автоматизация.
5. Реформирование и модернизация службы.
6. Аудит и расследование.
8. Управление кадрами.
9. Моральная и организационная культура.
10. Взаимодействие с бизнесом.
Новая редакция Арушской декларации ВТО разработана с учетом того, что таможенные службы ее государств - членов работают в разных социальных, политических и экономических условиях. Поэтому декларация намеренно не носит предписывающий характер. В ней предусматривается общий концептуальный базис, при этом фактическая реализация каждого ключевого элемента остается на усмотрение конкретной таможенной службы.
Борьба с коррупцией в настоящее время актуальна для ФТС России и выходит на более качественный уровень.
В условиях расширяющихся международных связей проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией, выработку и закрепление антикоррупционных мер в нормах международного права.
Концепция национальной безопасности России рассматривает коррупцию как чрезвычайно опасное явление, т.к. в России негативная традиция мздоимства была широко распространена в среде чиновников.
Для норм российского права, в том числе и таможенного законодательства, характерна высокая степень неопределенности, противоречивости, благоприятствующая коррупции. В России имеется большое количество административных и бюрократических барьеров на пути реализации физическими и юридическими лицами их прав, для преодоления которых им приходится искать покровительство у должностных лиц. На практике преодоление правовых барьеров, созданных для всех предпринимателей, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.
Нормы российского уголовного права не охватывают деяния, признаваемые коррупционными кругами за рубежом. Не считаются коррупцией такие действия, как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица.
Правовая ответственность за подкуп не применяется к юридическим лицам. Отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого лица при исполнении им обязанностей государственной службы.
Помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, можно выделить следующие формы коррупционного поведения:
непосредственное участие должностных лиц таможенных органов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной выгоды;
использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в "свои" коммерческие структуры и обналичивание денег;
предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;
злоупотребление служебным положением в процессе лицензирования, квотирования экономической деятельности и при осуществлении других форм ведения рыночной экономики.
Трудность выявления данного вида преступлений заключается в их латентности и незаинтересованности взяткополучателя и взяткодателя в ликвидации сложившихся между ними преступных связей.
В ФТС России наряду с разработкой аналитической программы ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг." проведен анализ ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в таможенной сфере, на коррупционность, а также хозяйственных договоров, одной из сторон в которых выступают таможенные органы.
Действенными мерами по противодействию коррупции являются: широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников ВЭД в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров;
ротация руководителей таможенных органов, повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов.
Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК России), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК России) и халатность (ст. 293 УК России). Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений. Так, в 2004 году они составили 64,0%, в 2005 году - 67 %.
Наибольшая часть возбуждаемых уголовных дел в отношении таможенников приходится на получение взяток: 2004 год - 39,4%, 1-е полугодие 2005 года - 25,0% от общего числа преступлений. За последние пять лет число уголовных дел, возбужденных по коррупционным преступлениям, возросло на 28,8% (2000 - 194; 2004 - 250, 2005 - 252).
Этому способствуют:
- отсутствие четкой законодательной базы для борьбы с коррупцией;
- неисполнение законов и низкий уровень правосознания и нравственного климата в стране, потеря нравственных ориентиров, когда преступники выглядят "образцами для подражания";
- высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;
- недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;
- недостаточная оплата труда;
- отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;
- низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней;
- недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить "лазейки" для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;
- кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, национальный), позволяющий недобросовестным участникам ВЭД и коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли;
- покровительство как несправедливое поощрение денежными средствами, материальными или иными благами лиц или групп лиц на основе существующих отношений, а не за заслуги в службе;
- иные негативные явления и факторы.
Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на деятельность государства (недополучение сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, ухудшение инвестиционного климата), на бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и на функционирование таможенной системы (подрывают правовые основы таможенного администрирования, ограничивают возможности решения правительственных задач, создают негативный морально-психологический климат в коллективах и отрицательно влияют на имидж таможенников в обществе).
Проблемы коррупции должны решаться системно и комплексно, в том числе путем проведения мероприятий, предусматривающих решение организационных, кадровых и правовых вопросов с помощью специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных , направленных на демотивацию коррупционных проявлений, содержащихся в других федеральных и ведомственных программах (например, предоставление не связанных с зарплатой льгот, которые было бы трудно получить в другом месте).
Борьба с такими явлениями, как устойчивость коррупционных связей, недостаточный уровень социальной защищенности, низкий уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, требует проведения программных мероприятий в виде ротации кадров, развития системы профессиональной подготовки и повышения уровня социальных гарантий.
Возможно применение в таможенных органах элементов подбора кадров, применяемых в ФСБ России, когда на каждого принимаемого в органы кандидата ответственные сотрудники дают рекомендации сроком на 5 лет и несут за кандидата определенную ответственность.
Аналитическое решение для понимания коррупции.
Полезное аналитическое решение для понимания коррупции предлагается Робертом Клитгордом (ВТО). Он отмечает, что коррупция часто возникает, когда посредники (отдельные лица и/или группы лиц) имеют монопольную власть над клиентами, имеют свободу действий над предоставлением товаров или услуг и когда уровень их подотчетности низок. Согласно этим принципам вероятность возникновения коррупции можно описать простой формулой:
Коррупция = Монополия + Свобода действий - Подотчетность
(К = М + С-П)
Эта формула актуальна для ФТС России, где таможенная администрация является единственным органом, ответственным за определенные административные и правоприменительные функции, в которой должностные лица даже на сравнительно низком уровне имеют значительную свободу принятия важных административных решений по своему усмотрению и в которой низок уровень контроля и подотчетности вышестоящему органу.
С учетом особенностей действующего российского законодательства, в том числе таможенного, и значения таможенного администрирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности в данную формулу необходимо добавить несколько составляющих, имеющих значение для формирования стратегии борьбы с коррупцией в таможенных органах, а именно К-контроль, ДС - денежное содержание, Р - ротация кадров, СГЗ- социальная защищенность и НН- неотвратимость наказания.
Данные составляющие широко использовались при разработке пересмотренной Арушской декларации ВТО по борьбе с коррупцией и ряде документов ВТО, посвященных данной проблеме.
В результате получаем формулу коррупции:
К = М + С - П - К - ДС - Р -СЗ-НН
Для разработки стратегии, направленной на снижение коррупции в ФТС России, рассмотрим все составляющие формулы коррупции (через призму практических мероприятий, которые позволяют влиять на снижение ее уровня.
Составляющая М - значение постоянное. Это ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела и обеспечивающий непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации (ст. 1 п. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Составляющая С - свобода принятия решений должностными лицами таможенных органов при исполнении своих обязанностей.
Дня реализации данной составляющей особое значение имеет высокий уровень квалификации должностных лиц таможенных органов, обязанных строго соблюдать все требования действующего законодательства в таможенном деле.
Качество образования и обучения играют большую роль в борьбе с коррупцией.
Во-первых, они обеспечивают необходимый уровень технической компетентности и способствуют профессиональному росту сотрудников, уменьшая их желание положиться на неофициальное обучение в процессе работы.
Во-вторых, они способствуют борьбе с коррупцией. В связи с этим уместно введение организацией официального Кодекса поведения. Следует добиваться, чтобы обучение было позитивным, организованным и препятствовало возникновению с течением времени неправильных тенденций в работе.
Данную проблему ФТС России решает посредством организации обучения должностных; лиц таможенных органов по всем видам деятельности, включая программу дополнительного профессионального образования.
В настоящее время в Российской таможенной академии и ее филиалах проходят переподготовку и повышение квалификации до 2000 человек ежегодно.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон) повышение квалификации и переподготовка государственных гражданских служащих должны осуществляться в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования не реже 1 раза в 3 года. Единственным ведомственным вузом в таможенной системе является Российская таможенная академия (РТА). РТА в настоящее время имеет три филиала в Южном, Северо - Западном, Дальневосточном федеральных округах, где осуществляется подготовка кадров региональных таможенных управлений.
Количество лиц, которые должны ежегодно повышать свою квалификацию, составляет примерно 20 000 человек (в настоящее время возможности РТА и ее филиалов по дополнительному профессиональному образованию составляют около 2000 человек). Обучение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации проводится в основном в РТА (г. Москва), но в объемах, значительно гаже установленных Законом требований, что приводит к большим затратам денежных средств. Кроме того, командировочные расходы, связанные с обучением должностных лиц указанных регионов в РТА (г. Москва), составят около 400 млн. рублей ежегодно.
В Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р, указано, что система подготовки и переподготовки таможенных кадров развита недостаточно и для повышения качества профессиональной подготовки, совершенствования их знаний необходимо создание филиалов РТА в федеральных округах.
Составляющая ДС - денежное содержание должностных лиц.
Одной из причин, способствующих коррупции в таможенных органах, является недостаточный уровень социальной защищенности и низкая заработная плата.
Таможня уязвима для коррупции, поскольку значительное число ее сотрудников имеют свободу принятия решений и несут за них ответственность, они полномочны принимать решения о суммах пошлины/платежей или возможности осуществления импорта и экспорта. При этом трудно осуществить тщательный контроль за всей их деятельностью и получить отчет о ней.
Кроме этого, сотрудники таможен лицом к лицу работают с участниками ВЭД. Высокие тарифы и сложные таможенные правила дают участникам ВЭД серьезный стимул попытаться уменьшить плату за импорт и ускорить транзакции. Поскольку зарплата таможенников невелика, у них возникает соблазн принимать или требовать взятки за выполнение своих обязанностей.
Несмотря на то, что исследование о влиянии размера зарплаты служащих на уровень коррупции не позволяет сделать окончательных выводов, не приходится сомневаться, что сотрудники найдут и используют многочисленные возможности для дополнительного заработка, если им не будет выплачиваться достаточное вознаграждение, позволяющее поддерживать достойный уровень жизни для себя и своей семьи. Это в первую очередь относится к таможенникам, занимающимся таможенным оформлением, аудитом и правоохранительной деятельностью Кроме того, при вознаграждении за труд необходимо учитывать подчас опасные и сложные условия работы таможенников, особенно на отдаленных пограничных пунктах пропуска. Программы по борьбе с коррупцией, не учитывающие эти обстоятельства, в долгосрочной перспективе обречены на пропал.
Бороться с проблемой коррупции, порожденной "нуждой", а "не жадностью", надо начинать с повышения заработной платы (пособие по модернизации таможенных служб ВТО-2004) Это подчеркивается и в одном из ключевых документов Арушской декларации - "вознаграждение, получаемое служащими таможни, должно быть достаточным, чтобы позволить им быть социально защищенными".
Меры, принятые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации по повышению материального уровня таможенников, привели к снижению в 2005 году на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года числа коррупционных преступлений среди должностных лиц таможенных органов (указы Президента Российской Федерации от 30.09.2004 N 261, от 27.12.2004 N 1619, от 07.05.2005 N 513, постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 852, от 31.12.2004 N 902).
Повышение денежного довольствия должностных лиц таможенных органов даст дополнительные ощутимые результаты снижения уровня коррупционных преступлений.
Составляющая Р - ротация кадров.
Необходимость ротации кадров на государственной службе как задача была поставлена в федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2002 N 1336. В ней указано на необходимость решения ряда проблем, связанных со злоупотреблениями коррупцией и произволом, в том числе обеспечение обновления и плановой ротации кадрового состава федеральной государственной службы.
В Федеральном законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ротация является одним из принципов, на основе которых осуществляется формирование кадрового состава гражданской службы (п. 1 ст. 60).
Процедура ротации является одним из самых эффективных механизмов противодействия коррупции. Международная практика давно использует ротацию для борьбы с коррупцией. Китайская версия ротации предусматривает перевод чиновников на другие должности, перемещение на аналогичную должность в другой местности, откомандирования для "закалки". Государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных мест для принятия должностных лиц в порядке ротации.
Такая постановка вопроса требует укомплектования таможенных органов квалифицированными специалистами и проведения плановой ротации кадров, в первую очередь на должность начальников таможен и таможенных постов, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в отдаленных населенных пунктах, а также их заместителей по таможенному контролю и правоохранительной деятельности.
Вместе с тем существуют проблемы, связанные с реализацией ротации кадров, которые мешают осуществлению ротационных схем. Это стоимость перемещений, отсутствие жилья, возможность получения образования в региональных таможенных управлениях и отдаленных пограничных пунктах пропуска.
Учитывая значительную протяженность государственной границы, ротация кадров в таможенных органах может быть реализована только при наличии достаточного количества служебного жилья. Расчетная потребность до 2010 года включительно составляет 1169 служебных квартир. С 2007 по 2009 годы фонд служебного жилья с учетом имеющегося (205 квартир) и вновь приобретаемого в 2006 году (190 квартир) должен составить 1019 служебных квартир.
Составляющая СЗ - социальная защищенность должностных лиц таможенных органов.
Важную роль в борьбе с коррупцией в таможенных органах играет социальная защищенность таможенников, т.е. предоставление не связанных с зарплатой льгот, которые было бы трудно получить в другом месте.
Это улучшение жилищных условий, наличие лечебно - профилактических и санаторно - курортных учреждений, дающих возможность должностным лицам таможенных органов, пенсионерам таможенной службы и членам их семей в необходимом объеме реализовать право не доступное высококвалифицированное медицинское обслуживание, санаторно - курортное лечение и оздоровительный отдых.
Общее количество должностных лиц таможенных органов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 01.01.2007 составит по прогнозу около 5440 человек. При существующих объемах финансирования получение жилья нуждающимися в улучшении жилищных условий возможно только через 10 - 15 лет. За 2007 - 2009 годы должны быть обеспечены жильем 1140 семей сотрудников таможенных органов путем приобретения жилых помещений и выдачи на эти цели единовременных субсидий. Это позволит сократить время ожидания жилья до 3-5 лет.
В настоящее время лечебно-профилактические учреждения системы таможенных органов имеются только в Москве и не обеспечивают медицинское обслуживание сотрудников таможенных органов региональных таможенных управлений, как того требует Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Существующая в таможенных органах Российской Федерации санаторно-курортная база, представленная государственными учреждениями "Санаторий "Победа" ФТС России" (г. Сочи) и "Пансионат "Белое солнце ФТС России" (г. Зеленогорск Ленинградской области) не позволяет в необходимом объеме предоставить должностным лицам таможенных органов, пенсионерам таможенной службы и членам их семей возможность реализовать их право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. По данным медицинского наблюдения, 12% должностных лиц, пенсионеров таможенных органов и членов их семей нуждаются в санаторно - курортном лечении, ориентировочная ежегодная потребность в путевках - 20 622. использование мощности имеющихся ведомственных здравниц и организация полноценного срока лечения в них (21 день) позволяет оздоровить в год около 2% (3000 человек) от общего числа должностных лиц таможенных органов, пенсионеров таможенной службы и членов их семей. Следовательно, таможенники смогут получить санаторно-курортное лечение в ведомственных здравницах только один раз за весь период службы.
Для решения данной проблемы необходимо за 2007-2009 годы осуществить строительство трех расширенных здравпунктов (в городах Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону), реконструкцию и строительство Центрального клинического госпиталя ФТС России, приобретение имущественных комплексов для размещения трех санаториев в Южном и Дальневосточном таможенных управлениях и в районе Кавказских Минеральных Вод), реконструкцию пансионата "Белое солнце" ФТС России, строительство второй очереди санатория "Победа" ФТС России.
Составляющие П - подотчетность и К - контроль.
Данная составляющая Робертом Клитгордом понимается как контроль и подотчетность должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими важных административных действий вышестоящему таможенному органу.
В ФТС России подотчетность определена ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающей систему таможенных органов. Ведомственный контроль в таможенных органах установлен ст. 412 Таможенного кодекса Российской Федерации и осуществляется в виде плановых и внеплановых комплексных проверок по решению начальника таможенного органа, в результате которых нередко вскрываются коррупционные деяния. Так, в результате проверок в 2005 году возбуждено 252 уголовных дела по коррупционным мотивам.
Коррупционные деяния как состав уголовного преступления очень сложны для выявления и пресечения противоправных действий должностного лица, а также для доказывания в процессе производства уголовного дела и в суде.
Для эффективной борьбы с коррупцией посредством контроля необходим контроль за контролерами. В связи с этим особое значение имеет техническая оснащенность подразделений таможенных органов, ведущих борьбу с коррупционными проявлениями.
В настоящее время ФТС России не оснащена специальными техническими средствами для своевременного выявления и пресечения коррупционных деяний, что является одной из причин постоянного роста числа преступлений. С учетом положений Концепции развития таможенных органов Российской Федерации борьба с коррупцией требует применения специальных антикоррупционных мероприятий и технического оснащения мест таможенного контроля и оформления.
С этой целью планируются в 2007 и 2008 годах закупка и установка специальной техники видеонаблюдения в 800-х таможенных органах в местах осуществления таможенного контроля:
400 комплектов в пунктах пропуска через государственную границу; 400 комплектов во внутренних таможенных органах.
Это позволит осуществлять контроль выполнения должностными лицами таможенных органов своих функциональных обязанностей, а также повысить их ответственность на конкретных участках таможенного оформления и контроля.
Данные затраты должны привести к стабилизации и последующему снижению уровня преступности по коррупционным деяниям в таможенной сфере, а также снижению нарушений служебной дисциплины.
Составляющая - НН - неотвратимость наказания.
Для данной составляющей важную роль играет увеличение вероятности того, что коррупция будет выявлена и наказана. Будут обеспечены своевременность наказания и надежная защита должностных лиц таможенных органов от неоправданных обвинений. Санкции должны быть соизмеримы с серьезностью правонарушения, и о них должно быть широко известно, что это послужит средством профилактики правонарушений. Закон о борьбе с должностными правонарушениями должен одинаково распространяться на всех должностных лиц таможенных органов независимо от должности.
Вывод
Анализ перечисленных составляющих формулы коррупции свидетельствует, что их реализация в жизнь в течение 2007-2009 годов даст положительный результат и приведет к снижению уровня коррупции в таможенных органах.
Формула коррупции таким образом приобретет следующий вид:
ПСК = К \ М + С+ П + К + ДС + Р +СЗ + НН,
где ПСК - ежегодный показатель снижения коррупции.
Вышеприведенная формула показывает также основные направления затрат, необходимых на защиту от коррупции в таможенных органах. Однако она не дает ответов на вопросы: какой предельный уровень снижения коррупции может быть достигнут, каковы пределы затрат на защиту от коррупции?
Полное искоренение коррупции в отдельном ведомстве государства невозможно. Полная ликвидация коррупции потребует многолетних систематических мер в масштабе страны и бесконечных затрат, а это не просто невыгодно, но и нереализуемо. Предлагается следующий механизм достижения минимума потерь и затрат.
Пусть текущее состояние коррупции в таможенных органах характеризуется некоторым уровнем потерь от коррупции - Р. Этому уровню соответствует уровень затрат на защиту от коррупции - Z.
Тогда при достаточно малом увеличении затрат в наивыгоднейшем направлении - Zg будет соответствовать адекватное сокращение потерь - Pg.
Если выполняется условие Zg< Pg, (приращение затрат меньше, чем вызванное ими снижение потерь), то такая форма затрат на борьбу с коррупцией будет целесообразной. Каждый рубль затрат даст снижение потерь более чем на один рубль.
Реализация аналитической программы ФТС России ориентирована на решение тактической задачи ФТС России: "Совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий".
Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - противодействие коррупционным проявлениям в таможенных органах Российской Федерации, устранение причин и условий, порождающих и питающих коррупцию.
Основные задачи Программы:
1. Формирование организационно-управленческого механизма борьбы с коррупцией. Данная задача представляет собой совокупность методов, средств, приемов и технологий воздействия аппарата управления ФТС России на подчиненные подразделения и сотрудников таможен как система борьбы с коррупцией с целью обеспечения эффективного функционирования и развития таможенной службы.
2. Разработка сопоставимых критериев оценки эффективности создаваемой системы противодействия коррупции. Данная задача представляет собой сумму совокупных потерь от коррупции и совокупных затрат на защиту от нее с последующей корректировкой этих критериев в ходе функционирования системы на основе оценок работы таможенной службой и сведений, получаемых вне таможенной системы.
3. Реализация законодательно закрепленных прав на жилище должностных лиц таможенных органов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. Развитие сети ведомственных медицинских, санаторно-курортных учреждений и подразделений.
5. Устранение условий, способствующих проникновению криминальных элементов в таможенные органы и (или) их влиянию на принятие решений при проведении таможенных процедур, расследование уголовных и административных дел.
6. Усиление борьбы с коррупционными преступлениями в таможенной сфере.
Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации Программы по годам
Стабилизация и последующее ежегодное снижение на 10-15% уровня преступности по коррупционным деяниям в таможенной сфере;
Ежегодное снижение на 5-10 % числа нарушений служебной дисциплины, совершаемых должностными лицами таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств;
Стабилизация кадрового потенциала и сокращение текучести кадров (до 5-6%) с разбивкой по годам:
<*> - количество нарушений служебной дисциплины, совершаемых должностными лицами таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств по итогам 2005 года составило 4615.
При реализации комплекса мер данной Программы в 2007 году (число нарушений должно снизиться и составит 4385-4000.
Перечень программных мероприятий:
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения | Объем финанс. средств (млн.руб.) | Ожидаемый результат | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Постоянное осуществление и доведение до должностных лиц таможенных органов анализа: | УСБ, ГУБК, УК | ежегодно | Приобретение опыта работы и совершенствование профессиональных навыков. Предупреждение коррупционных правонарушений | |
- правоприменительной практики по фактам преступлений, связанных с коррупционными деяниями в таможенном деле; | |||||
- эффективности профилактических мероприятий по предупреждению коррупционных действий участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов в таможенном деле; | |||||
2. | Организация постоянного взаимодействия с подразделениями МВД России, ФСБ России в вопросах выявления, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений, а также коррупционных проявлений среди должностных лиц таможенных органов. | ГУБК, УТРД, УСБ | Весь период | Приобретение опыта работы и совершенствование профессиональных навыков. Предупреждение коррупционных правонарушений | |
3 | Организация и участие в проведении региональных форумов и встреч с представителями местных органов власти, участниками внешнеэкономической деятельности, общественных организации по обсуждению путей противодействия коррупции. | Начальники таможенных органов | Весь период | Поиск путей противодействия коррупции | |
4. | Внесение изменений в порядок приема кандидатов на службу в таможенные органы и порядок выдвижения их в кадровый резерв, предусмотрев обязательное психологическое обследование кандидатов. Закупить для выполнения указанного обследования спецоборудование, обучить специалистов по ОИП в пределах действующих обязательств ФТС России. | УК, ГУГО нач. кадр. служб региональных таможенных управлений | Ежегодно в период функциональных проверок 2007 г. | 3,786 | повышение эффективности проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственной тайне, в интересах кадровой и оперативно-розыскной работы |
5. | Создание единой автоматизированной базы данных о количестве должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, а также допустивших нарушения законности и правопорядка и привлеченных к уголовной ответственности. | УК.УСБ, начальники таможенных органов и кадровых служб | 2007 г. | Повышение информированности начальников таможенных органов о состоянии правопорядка | |
6. | Разработка и внесение дополнений в программы подготовки и переподготовки кадров таможенных органов по вопросам профилактики коррупции. Организация обучения в соответствии с внесенными изменениями. Привлечение к учебному процессу представителей прокуратуры и органов исполнения наказаний с целью разъяснения должностным лицам таможенных органов понятия "коррупция", а также требований статей Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях, связанных с коррупционными проявления га. | УК, РТА, начальники таможенных органов | 2007 год, весь период | Повышение уровня знаний должностных лиц таможенных органов | |
7. | Разработка механизма противодействия коррупционным проявлениям при обнаружении событий административных правонарушений, возбуждении и производстве дел об административных правонарушениях, предусматривающего неукоснительное соблюдение должностными лицами таможенных органов положений ст. 28.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (далее-КоАП России), а также при рассмотрении постановлений о прекращении дел об административных правонарушениях в порядке ст. 28.9 КоАП России его согласование с курирующими должностными лицами вышестоящего таможенного органа. | УТРД, начальники таможенных органов | 2007 г. | Усиление противодействия коррупционным проявлениям при производстве по делам об административных правонарушениях | |
8. | Подготовка порядка хранения изъятых вещей и документов, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях. | УТРД, начальники таможенных органов | 2007 г. | Усиление противодействия коррупционным проявлениям при производстве по делам об административных правонарушениях | |
9. | Разработка порядка осуществления ведомственного контроля за соблюдением законности при рассмотрении таможенными органами сообщений о совершенных преступлениях в таможенной сфере и обоснованности принимаемых таможенными органами процессуальных решений по уголовным делам об их прекращении или приостановлении. | УТРД, начальники таможенных органов | 2007 г. | Усиление противодействия коррупционным проявлениям | |
10. | Формирование совместно со средствами массовой информации и общественными организациями у должностных лиц таможенных органов антикоррупционного мировоззрения, понимания коррупция как комплексного опыта социального явления и популяризация антикоррупционной деятельности. | Начальники таможенных органов, руководители кадровых подразделений | Весь период | Обобщение опыта работы и популяризация примеров успешной антикоррупционной деятельности в таможенных органах | |
11. | Разработка практических мер по усилению специальной проверки представленных документов на должности сотрудников таможенных органов с целью выявления связи кандидатов с преступными сообществами или имеющих преступные намерения, недопущению проникновения таких кандидатов в таможенные органы. | УК | 2007 г. | Исключение фактов проникновения кандидатов, связанных с преступными сообществами, в таможенные органы | |
12. | Разработка предложений по ограничению размера денежных средств на оплату мобильных телефонов, находящихся у должностных лиц таможенных постов, заступающих для исполнения обязанностей на смену, и осуществлению фактического контроля их наличия. | Начальники таможенных органов | 2007 г. | Профилактика и предупреждение коррупционных проявлений | |
13. | Совершенствование механизмов мотивации деятельности должностных лиц по эффективному исполнению должностных обязанностей посредством морального и материального поощрения за участие в специальных мероприятиях, раскрытии и пресечении каналов вывоза/ввоза контрабандных товаров. | Начальники таможенных органов | Весь период | Повышение результативности противодействия коррупционным проявлениям | |
14. | Подготовка и выпуск новых специальных учебных методических пособий и рекомендаций по борьбе с коррупцией. Создание на видеоносителях специальных учебных фильмов о борьбе с коррупцией. | УСБ, РТА, УК | 2007, 2008 гг. | Повышение уровня знаний должностных лиц таможенных органов в борьбе с коррупционным и проявлениями. | |
15. | Организация обмена информацией с представителями бизнес-сообщества о случаях коррупционных проявлений в таможенных органах | УТС | Весь период | Пресечение фактов коррупционных проявлений на начальных стадиях. | |
16. | Организация и участие в международных мероприятиях по проблемам противодействия коррупция. Оказание помощи компетентным органам при организации взаимодействия по вопросам противодействия коррупции с таможенными организациями других стран, а также представителями крупного бизнеса и участниками ВЭД. | УТС, УК.УСБ | Весь период | Изучение международного опыта противодействия коррупции и его использование в работе | |
17. | Создание филиала Российской таможенной академии (в Уральском федеральном округе). | УК, ГФЭУ, ГУТО | 2007 г. | 69,7 | Выполнение Федерального Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части повышения квалификации должностных лиц таможенных органов |
2008 г. | 210,0 | ||||
2009 г. | 268,27 | ||||
18. | Развитие и совершенствование санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха с учетом пункта 3 статьи 45 и пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" | УК, ГФЭУ, ГУТО, | 2007 г. | 458,245 | Увеличение ведомственной сети санаторно-курортных учреждений и обеспечение должностных лиц дополнительным оздоровлением |
2008 г. | 90,0 | ||||
2009 г. | 301,105 |